Приложением декабря, несмотря на высокую рождественскую конкуренцию, должен стать Snapсhat. Это сервис, позволяющий друзьям обмениваться фотографиями, которые через несколько секунд после отправления самоуничтожаются.
В начале месяца стало известно, что ежедневно пользователи Snapchat посылают друг другу 50 млн снимков. Потом появилась информация, что фонд Benchmark Capital со дня на день собирается инвестировать в Snapchat $8 млн. Финальным аккордом стал слух, что в Facebook настолько впечатлены успехами Snapchat, что вот-вот выпустят конкурента.
Snapchat устроен предельно просто. Ты делаешь фотографию, по желанию добавляешь какую-нибудь надпись и посылаешь ее друзьям. Перед отправлением устанавливается таймер от одной до десяти секунд: именно столько получатель сможет смотреть на снимок. Потом фотография стирается со смартфонов пользователей и серверов сервиса, оставаясь лишь в памяти участников этой немного странной беседы. Теоретически можно сделать скриншот, но тогда Snapchat известит об этом автора фото. На днях сервис добавил к фотографиям и видео, которые работают по такому же принципу.
У Snapchat, таким образом, есть все необходимые признаки модного стартапа. Тут все на месте: смартфоны, фотографии, социальная составляющая, молодая команда разработчиков, мутные перспективы монетизации… И, разумеется, как можно было забыть самое главное: основатель Snapchat Эван Шпигель совсем чуть-чуть не доучился в Стэнфорде.
Возможно, снисходительное обращение объясняется тем, что оценить Snapchat может только молодое поколение. Компания не раскрывает никакой демографической информации о своей аудитории, но, по словам Шпигеля, приложение пользуется бешеным спросом именно среди школьников и студентов колледжей.
«Люди прокляты необходимостью поддерживать свой цифровой образ. В результате из общения испарилось все веселье», — объясняет Шпигель.
Snapchat действительно может казаться неубедительным, но так начинали абсолютно все мобильные социальные сервисы, со временем превратившиеся в гигантов с сотнями миллионов преданных последователей. С появлением смартфонов формы человеческого общения начали меняться самыми причудливыми и неожиданными способами. Разве концепции Instagram или Twitter на первых этапах казались большинству хоть сколько-нибудь убедительными? Почему в таком случае не может быть успешным сервис для отправки самоуничтожающихся фотографий?
Сейчас в истории Snapchat начнется самое интересное. Молодой стартап до сих пор работает из гостиной отца Шпигеля в Лос-Анджелесе. Если Benchmark (или кто другой) вложит в сервис $8 млн, у Шпигеля и команды начнется принципиально иная жизнь.
Чтобы достигнуть масштабов той же Instagram, Snapchat потребуется нечто большее, чем необычная идея. Twitter превратился в Twitter не потому, что Джеку Дорси удалось придумать секретную формулу мгновенного успеха, которая заключалась в простом ограничении длины сообщения 140 знаками. Через постоянное самосовершенствование и напряженный труд стартапу удалось превратить твиты в культурный феномен. То же самое придется сделать Snapchat со снэпами.