В ночь на 17 июля президент США Барак Обама заявил, что США вводят новые санкции против России, в том числе и против ключевых секторов российской экономики. Эта новость обвалила на открытии торгов Московской биржи 17 июля акции «Роснефти» более чем на 5%, а бумаги «Новатэка» – почти на 7%. Курс доллара в начале торгов взлетел до 34 рублей 73 копеек, а евро поднялся до отметки 47 рублей. Именно энергетический раздел новых санкций вызвал такой заметный эффект. Внесение в список лидера ДНР Александра Бородая и целого ряда компаний российского военно-промышленного комплекса не могло так заметно сказаться на настроении биржи. Волнение вызвало именно ограничение доступа крупных энергетических компаний, таких как «Новатэк», «Роснефть», Газпромбанк и ВЭБ, к американскому рынку капитала.
Формальное основание для введения санкций все то же – нарушение суверенитета Украины и отсутствие стремления руководства России остановить поддержку пророссийских сепаратистов. Однако санкции при ближайшем рассмотрении носят довольно специфический характер.
По принципу «не навреди»
Даже в официальном сообщении о введении санкций говорится о том, что они должны оказать максимальное воздействие на Россию, но при этом иметь ограниченное влияние на дела американских компаний. Вводится ограничение на размещение облигаций. То есть речь не идет о том, что возникают препятствия для совместной деятельности с американскими компаниями, но такое может произойти, если российское руководство не изменит свою политику.
Американские СМИ обращают внимание на то, что удар нанесен по «Роснефти», которая поставляет на мировой рынок более 4% сырой нефти и обеспечивает более 8% ВВП России. Санкции напрямую не затрагивают уже существующие проекты, которые ведет, к примеру, компания ExxonMobil. А вот о сделке по покупке «Роснефтью» американского нефтетрейдера Morgan Stanley, наверное, можно и забыть, несмотря на то что эта сделка была рассмотрена Федеральной торговой комиссией США и получила ее одобрение. Теперь же она будет рассматриваться Комитетом по иностранным инвестициям уже в свете принятых санкций, и условия ее прохождения оцениваются крайне скептически.
Президент Путин предвосхитил оглашение санкций, заявив о том, что они могут ударить бумерангом по самому американскому бизнесу, как раз упоминая ExxonMobil. В США тоже есть скептики, которые считают, что «Роснефть» и «Новатэк» смогут получить валюту в другом месте, тогда как другие эксперты убеждены, что удар для экономики России все равно будет весьма значительным.
В лапах дракона
Позиция Евросоюза, который связан с Россией гораздо теснее, чем США, в свою очередь достаточно двойственная. Евросоюз не поддержал секторальные санкции США, но рекомендовал Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), а также Европейскому инвестиционному банку (ЕИБ) приостановить финансирование совместных с Россией проектов.
Этот вопрос для ряда стран Евросоюза крайне болезненный. Особенно в ситуации с финансированием ЕБРР целого ряда проектов, направленных на сотрудничество в приграничных областях с Россией. Здесь особую активность проявила Финляндия, для которой российские туристы – важный экономический фактор, и в развитие приграничной инфраструктуры уже вложены значительные средства – как ЕБРР, так и муниципалитетов и частных лиц. По словам премьер-министра Финляндии Александра Стубба, ему удалось сформировать группу, выступающую за выведение проектов приграничного сотрудничества из санкционного списка, и добиться положительного решения – санкции этот вид сотрудничества с Россией не коснутся.
В самой России существуют различные взгляды на данный вопрос. Если г-н Сечин, глава «Роснефти», демонстрирует уверенность в себе и, кстати, полагает, что введенные санкции не затронут текущие работы компании с американской ExxonMobil, другие эксперты не столь оптимистично смотрят на положение вещей. Например, Михаил Крутихин, главный редактор сетевого еженедельника The Russian Energy, полагает, что санкции заставят в поисках длинных кредитов обращаться к китайским банкам, а китайцы, пользуясь своим положением монополиста, заключат Россию в финансовую кабалу, которая очень дорого обойдется стране и ее народу. Китайской кабалы можно было бы избежать, если бы появилась возможность занять деньги где-нибудь в другом месте. Вполне возможно, что озвученная президентом Путиным на саммите БРИКС идея по созданию инфраструктурного фонда развития как раз и связана с поиском нового источника долговременного финансирования.
Однако еще неизвестно, когда фонд будет создан, а длинные кредиты нужны уже завтра. Нужда в них связана с долговременными проектами, которые затевают «Роснефть» и «Новатэк». Нужны и технологии, которые тоже необходимо купить. И если их запретят продавать России напрямую, значит, надо будет еще и переплачивать посредникам. В общем, эти санкции не катастрофа, но все же большая неприятность.
Повторение пройденного?
Тем не менее история санкций говорит о том, что одно дело – это заявления для публики, и другое – реальный бизнес. Например, в 1983 году, после того как СССР, согласно наиболее широко распространенной версии, сбил над Сахалином самолет «Боинг-747» Korean Air Lines Flight 007, США отменили целый ряд финансовых и экономических соглашений. При этом, например, не пострадал проект строительства в Японии ультрасовременного научно-исследовательского судна, которое в начале 1984 года пришло из Японии на Сахалин и приступило к проведению изыскательских работ на Сахалинском шельфе.
Судно было оснащено новейшими сонарами бокового обзора, двумя буровыми роботами, превосходной геотехнической лабораторией и целым комплексом западных навигационных систем. Как оно прошло в СССР в обход запретов КОКОМ на поставки в страну высокотехнологичного оборудования, неизвестно. В качестве одной из версий называлась экономическая заинтересованность американцев, которые закрыли глаза на производство судна японцами по причине того, что строительство нефтегазодобывающих платформ должно было быть передано американским компаниям, лоббировавшим участие в этом проекте. С японской стороны проект поддерживался компанией SODECO – Sakhalin Oil and Gas Development Co., Ltd, с которой, кстати, в июне прошлого года «Роснефть» подписала контракт на поставку сжиженного природного газа в объеме 1 млн тонн в год начиная с 2019 года. Еще 1,25 млн тонн СПГ должны ежегодно поставляться компании Marubeni.
Американские эксперты отмечают, что новый пакет санкций, разумеется, гораздо мягче тех санкций, которые были наложены на Иран. Российские компании просто столкнутся со сложностями в своей работе и уменьшением прибыли. По мнению аналитиков Morgan Stanley, эти санкции обойдутся российской экономике не менее чем в 1% ВВП, что весьма значительное число, – по сути, это будет означать сползание в рецессию.
Таким образом эти санкции не вызовут коллапса российской экономики, но при этом – они продемонстрируют, в случае их эффективности, что экономические рычаги по прежнему в руках крупнейшей экономики мира. Если же Россия сможет найти выход из ситуации, не изменяя своего отношения к украинским процессам, то логично ожидать усиления санкций, и обострения противостояния. Вопрос так же в том, приведет ли выполнение требований США и Евросоюза Россией относительно украинского конфликта к отмене санкций, или они превратятся в постоянно действующую угрозу, с переменными пакетами требований. Наилучший выход, наверное был бы справиться с санкциями, и научиться добиваться своих политических целей таким же путем, как и американские и европейские партнеры.