Бизнесмены и экономисты с нетерпением ждут появления глобального среднего класса – растущей прослойки потребителей с развивающихся рынков, которые должны принять эстафету у традиционного среднего класса развитых стран. Тогда у мировой экономики заработает «второй мотор», и она перестанет зависеть от потребительских запросов жителей богатых стран (Европа, США, «азиатские тигры»).

Основной прирост численности среднего класса в обозримом будущем придется на развивающиеся рынки с благоприятной демографической ситуацией и высокими темпами экономического развития (Китай, Индия, страны Южной Америки и другие). Впрочем, как уже писал Slon, в масштабах планеты с новичками начнут считаться нескоро. К 2030 году численность людей с ежедневными расходами от $10 до $100 (они и попадают в категорию глобального среднего класса) увеличится с 2 млрд до 4,9 млрд человек, из которых 3,2–3,9 млрд будут жить в развивающихся странах. К тому времени растущие экономики станут обеспечивать 40% мирового потребления (в настоящее время – 23%). Еще один барьер, который предстоит взять развивающимся экономикам, – среднегодовой доход от $6000 на душу населения по паритету покупательской способности (ППС). Индонезия достигнет этого уровня в 2015-м году, Индия – в 2017-м, Нигерия – в 2025-м. Такой доход позволяет тратиться не только на еду, но также приобретать товары длительного пользования, авто, квартиры в ипотеку и так далее.

Однако бизнесу не обязательно ждать так долго, уверены эксперты PricewaterhouseCoopers. Авторы исследования «Зарождающийся глобальный средний класс» (Profitable growth strategies for the Global Emerging Middle) выделяют отдельную прослойку людей в развивающихся странах, которую уже нельзя отнести к бедному населению, хоть она еще и не доросла до среднего класса. Каковы ее основные черты?

Ее представители проживают в странах, где среднедушевой ежегодный доход составляет от $1000 до $4000 на душу населения по ППС, что заметно ниже барьера в $6000. Этому критерию соответствуют государства, на территории которых проживают 4 млрд человек, или свыше половины населения земного шара (Китай, Индия, Индонезия, Латинская Америка, африканские страны). Численность «зарождающегося среднего класса» по всему миру оценивается в 2,3 млрд человек. В отличие от урбанизированного среднего класса, global emerging middle (GEM) менее однороден – значительная часть его представителей проживает в сельской местности. Кроме того, внутри прослойки есть различия в уровне грамотности, образования и так далее.

Население,
7 млрд человек
«Верхний»
1 млрд
«Средний»
1 млрд
«Следующие»
4 млрд
«Нижний»
1 млрд
Разница между «средними» и «следующими»
Уровень дохода >$12 196 $3946-$12 195 $996-$3945 <$995
Образование, лет 14,5 13,8 10,3 7,9 25%
Городское население, % 78 74 41 27 45%
Пользователи мобильной связи
(на 100 человек)
106 92 47 22 50%
Пользователи интернета
(на 100 человек)
68,3 29,9 13,7 2,3 54%
Автомобилей
(на 1000 человек)
435,1 125,2 20,3 5,8 84%

GEM стремятся потреблять товары, предназначенные для среднего класса и выше, однако их покупательная способность весьма ограничена: более 60% их доходов уходит на продукты первой необходимости. Кстати, по России наблюдается схожая ситуация, хотя страна еще в середине 2000-х превысила порог в $6000 дохода на душу населения. По данным опроса «Левада-центра», в октябре 2011 года 76% россиян тратили половину или более своих доходов на еду. В Индии (этой стране в исследовании PwC уделено особое внимание) представители GEM составляют наиболее многочисленную группу (42% населения) по сравнению с остальными классами. И в ближайшее десятилетие его численность вырастет с 472 млн до 570 млн человек. Параллельно численность собственно среднего класса за счет социальной мобильности увеличится почти вдвое (с 166 до 307 млн человек). Новый средний класс в развивающихся странах является социально уязвимым. Об этом, в частности, пишет в своей статье глава департамента по борьбе с бедностью Центра развития ОБСЕ Иоганн Юттинг. От того, чтобы вернуться в бедный слой, представителей «середняков» отделяет один экономический шок. В некоторых странах эта тенденция только углубляется. Так, из 3 млрд работающих жителей Земли, две трети трудятся в «теневом» секторе. В той же Индии параллельно с развитием экономики растет численность неформально трудоустроенных работников. «Зарождающийся глобальный средний класс» – должен стать новой целевой аудиторией для транснациональных компаний, которые до сих пор обходили его вниманием. Пусть покупательная способность этой группы сильно ограничена – сила «полусреднего» класса в его массовости. PwC прогнозирует, что покупательная способность GEM вырастет к 2021 году до $6 трлн (в отдельно взятой Индии – превысит $1 трлн). Компаниям, желающим выйти на этот перспективный рынок, нужно думать, как предложить своим клиентам качественный, но недорогой товар с большой отдачей от масштаба. Представители GEM, возможно, не смогут позволить себе автомобиль, но на бюджетный неприхотливый мотоцикл накопить в состоянии.