Среди подвигов святого Василия Блаженного, чудотворца московского, наверное, самый знаменитый — прозрение дьявольской сущности чудотворного образа Божьей Матери, который висел на Варварских Воротах Китайгородской стены.
Варварских ворот сейчас нет, их разобрали в 1934 году вместе с Китайгородской стеной (на их месте забор администрации президента на пересечении улицы Варварка и Старой площади), зато во времена Василия Блаженного (начало-середина XVI века) там был главный и самый укрепленный въезд в Москву. На самих воротах висел образ богоматери, который давно почитался чудотворным. И именно этот любимый и в высшей степени почитаемый народом образ знаменитый московский юродивый разбил камнем. Будущий святой в своем юродстве был очень немногословен и ничего обычно не говорил и не объяснял. И когда его стали бить «смертным боем», он всего лишь выкрикивал: «Поскребите». Так или иначе, юродивого уважали, и, прежде, чем забить до смерти, все-таки «поскребли» икону. И обнаружилось, что под верхним слоем с изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».
Так Василий Блаженный спас московский люд и окрестных паломников от страшной беды — погибели души. Если верить в чудотворную силу образа, то естественно воспринимать и оборотную сторону святых чудес — дьявольские козни. Если святое изображение может даровать исцеление и благодать, то скрытое дьявольское изображение может стать причиной погибели. А русские люди именно так и верили. Записанное изображение обладало той же силой, что и верхний слой. Даже большей, так как воспринималось как основа, как суть. За божественным видимым могло скрываться невидимое дьявольское, за божественным письмом — адописное.
Так что угроза была реальная и разоблачение святым Василием адописной иконы воспринималось как настоящий подвиг и чудо прозрения, куда более значимое, чем его же разоблачение калачника, который подмешивал в муку известь.
Откуда взялся страх адописных икон
Кроме общего восприятия мистической логики святых образов за страхом адописности была и своя реальность.