Среди подвигов святого Василия Блаженного, чудотворца московского, наверное, самый знаменитый — прозрение дьявольской сущности чудотворного образа Божьей Матери, который висел на Варварских Воротах Китайгородской стены.

Святой Василий Блаженный. Конец XVI в. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного)

Варварских ворот сейчас нет, их разобрали в 1934 году вместе с Китайгородской стеной (на их месте забор администрации президента на пересечении улицы Варварка и Старой площади), зато во времена Василия Блаженного (начало-середина XVI века) там был главный и самый укрепленный въезд в Москву. На самих воротах висел образ богоматери, который давно почитался чудотворным. И именно этот любимый и в высшей степени почитаемый народом образ знаменитый московский юродивый разбил камнем. Будущий святой в своем юродстве был очень немногословен и ничего обычно не говорил и не объяснял. И когда его стали бить «смертным боем», он всего лишь выкрикивал: «Поскребите». Так или иначе, юродивого уважали, и, прежде, чем забить до смерти, все-таки «поскребли» икону. И обнаружилось, что под верхним слоем с изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».

Варварские ворота. Торжественный молебен у иконы Боголюбской Божией Матери, 1890-е годы. После «разоблачения» святого Василия на воротах долгое время не было иконы, но вначале XVIII века при Петре в ворота был помещен список иконы Боголюбской божьей матери. Позже к воротам была пристроена часовня для этой иконы. Она тоже почиталась чудотворной, и в разгар эпидемии чумы в 1771 году в Москве толпы людей начали стекаться к Варварским воротам, устраивая молебны у иконы. Опасаясь, что эти молебны станут очагом распространения эпидемии, московский митрополит Амвросий решил запретить молебны и забрать икону. Но люди взбунтовались. Отбили икону и направились в Кремль для расправы над злоумышленниками. Так начался чумной бунт 1771 года.

Так Василий Блаженный спас московский люд и окрестных паломников от страшной беды — погибели души. Если верить в чудотворную силу образа, то естественно воспринимать и оборотную сторону святых чудес — дьявольские козни. Если святое изображение может даровать исцеление и благодать, то скрытое дьявольское изображение может стать причиной погибели. А русские люди именно так и верили. Записанное изображение обладало той же силой, что и верхний слой. Даже большей, так как воспринималось как основа, как суть. За божественным видимым могло скрываться невидимое дьявольское, за божественным письмом — адописное.

Так что угроза была реальная и разоблачение святым Василием адописной иконы воспринималось как настоящий подвиг и чудо прозрения, куда более значимое, чем его же разоблачение калачника, который подмешивал в муку известь.

Откуда взялся страх адописных икон

Кроме общего восприятия мистической логики святых образов за страхом адописности была и своя реальность.