Фото: Dai Tianfang / Xinhua / ZUMA / Global Look Press
«Цветы, свечи, записки и плюшевые игрушки на тротуаре. Люди проходят мимо. Некоторые останавливаются и с грустью молча смотрят на цветы, другие подходят ближе и добавляют что-то от себя».
Таким может быть типичное описание практики «низовой» или «спонтанной» мемориализации, пишет антрополог Анна Соколова, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН и Цюрихского университета, автор исследования ««Немцов мост»: между мемориалом и протестом» (входит в состав сборника «Несовершенная публичная сфера», который готовится к печати в издательстве Новое литературное обозрение).
«Низовые» мемориалы возникают или непосредственно на месте трагедии, или в месте, символически связанным с трагедией: таковы придорожные кресты и венки на месте фатальных ДТП, временные мемориалы из цветов, свечей и игрушек у посольств, школ или домов знаменитостей после авиакатастроф, стихийных бедствий или терактов, мемориальные страницы в социальных сетях.
Однако вокруг низовых мемориалов, отмечает автор эссе, часто возникает социальная активность немемориального характера — «скорбь в знак протеста», а сам мемориал становится символом коллективной критики государства, государственной политики или конкретных представителей власти. Особенно это актуально для России, пишет Соколова, в которой возможности такой критики всегда были ограниченными:
Уже во второй половине XIX века революционные студенты используют похороны как площадку для выражения политической позиции: траурная процессия спонтанно превращается в политическую демонстрацию, а на траурных венках появляются политические лозунги. В советское время погребальные церемонии, хоть и не так явно, тоже использовались для политической коммуникации, и здесь автор эссе вспоминает прежде всего похороны Ильи Эренбурга (1967) и Владимира Высоцкого (1980).
Практики «низовой мемориализации» в современной России — продолжение этой традиции, замечает автор эссе, и более того: эти практики остались едва ли не единственной возможностью несанкционированной массовой активности, поскольку мемориальные собрания не требуют предварительного согласования с властями.
Власти это прекрасно понимают, поэтому «низовые мемориалы» потенциально представляют собой источник дискомфорта для властных институтов. Кроме того, спонтанные мемориалы генерируют общественную дискуссию о непрозрачности действий власти или ее ошибках, которые привели к гибели людей.
«Мемориал ХК «Локомотив» прямо указывал на связь между авиакатастрофой, в результате которой погибла хоккейная команда, и проведением в городе Всемирного политического форума с участием высших лиц государства.
Крушение российского лайнера А320 в Синайской пустыне в ноябре 2015-го связывали с участием российских войск в операции в Сирии, что нашло отражение в текстах мемориала в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади.
Мемориалы у посольств Малайзии и Нидерландов после крушения MH-17 в небе над Донецком имели многочисленные отсылки к связи трагедии с поддержкой российскими войсками сепаратистов в Донбассе».
С любезного разрешения издательства мы публикуем отрывок из эссе ««Немцов мост»: между мемориалом и протестом», в котором автор объясняет, как этот «низовой мемориал» апеллирует к возможной связи между заказчиком убийства оппозиционного политика и властью.