Подрисованная картина Анны Лепорской «Три фигуры»

Подрисованная картина Анны Лепорской «Три фигуры»

The Art Newspaper Russia

На выставке русского авангарда в Ельцин-центре «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» охранник словил «белочку» и почувствовал себя офтальмологом, пририсовав глаза лицам на картине «Три фигуры» Анны Лепорской. Озадачивает даже не акт вандализма. С ним мы сталкиваемся не в первый раз по отношению к полотнам супрематистов: неискушенному человеку хочется сделать авангард понятнее, абстракцию — реалистичнее. Удивительно молчание музейщиков и отказ правоохранительных органов возбуждать уголовное дело из-за «незначительного ущерба» в каких-то там 200 000 руб. При этом работа — как особо ценный экспонат Третьяковской галереи — застрахована на 75 млн руб. Но сделать авангард понятнее охраннику отчасти удалось: все заговорили о художнице.

Лепорская — не просто ученица Казимира Малевича, а первоклассная художница-авангардистка, легенда советского фарфора и человек, благодаря которой мы столько знаем о Малевиче. Она родилась 19 января 1900 года в Чернигове в семье преподавателя латинского языка духовной семинарии Александра Ивановича Лепорского. Семья переехала сначала в Вятку, а потом в Псков, где под воздействием архитектурного и иконописного окружения начал формироваться вкус будущей художницы.

Самое время напомнить, чем российская и мировая культура обязаны Анне Лепорской.

Сохранила наследие Казимира Малевича

Многое из того, что мы сегодня знаем о Малевиче, мы знаем благодаря усилиям Лепорской. Последняя жена художника Наталия Манченко была смертельно напугана его арестом в 1930 году и отказалась от наследия мужа. Лепорская взяла на себя смелость и сохранила архив, рисунки и другие ценности. До конца своих дней она пропагандировала творчество учителя: работала с архивом, помогала исследователям, предоставляла вещи на выставки, в том числе в Центр Помпиду в 1978 году.