Чертежная доска. Фото: Fortepan / Wikipedia.org

Чертежная доска. Фото: Fortepan / Wikipedia.org

Наше высшее образование за последние 30 лет претерпело множество изменений. Появление частных вузов, внедрение бакалавриата, Болонская система, новые образовательные стандарты, и на фоне всего этого — резкие колебания финансирования, от минимума в начале 90-х до резкого роста в начале 2010-х. Одновременно росло число студентов, менялись как структура специальностей, так и спрос на них со стороны абитуриентов. Минимальный набор в вузы был отмечен в 1992 году (на 18% меньше, чем в 1985), максимальный — в 2007 (в 2,5 раза больше, чем на предыдущем пике в 1985 году). По мнению многих, в результате всех этих пертурбаций уровень выпускников вузов очень сильно упал, и сетования об этом наполняют и медиа, и соцсети. Особенно часто можно слышать такие высказывания после любых техногенных катастроф или крупных аварий. Ведь именно советская инженерная школа традиционно считается очень сильной, и специальность это массовая: более 40% всех выпускников советских вузов — инженеры.

Наверное, с какими-то из претензий общества следует согласиться, но обвинять нынешних выпускников вузов в существенном отставании от своих родителей по уровню образования я бы все-таки не стал. Конечно, в молодости все было лучше: девушки красивее, трава зеленее, а ум острее, ну и так далее. Только вот к действительности никакого отношения эти воспоминания и ощущения не имеют. Увы, советское высшее образование едва ли можно было назвать достаточно качественным и современным.