
Чертежная доска. Фото: Fortepan / Wikipedia.org
Наше высшее образование за последние 30 лет претерпело множество изменений. Появление частных вузов, внедрение бакалавриата, Болонская система, новые образовательные стандарты, и на фоне всего этого — резкие колебания финансирования, от минимума в начале 90-х до резкого роста в начале 2010-х. Одновременно росло число студентов, менялись как структура специальностей, так и спрос на них со стороны абитуриентов. Минимальный набор в вузы был отмечен в 1992 году (на 18% меньше, чем в 1985), максимальный — в 2007 (в 2,5 раза больше, чем на предыдущем пике в 1985 году). По мнению многих, в результате всех этих пертурбаций уровень выпускников вузов очень сильно упал, и сетования об этом наполняют и медиа, и соцсети. Особенно часто можно слышать такие высказывания после любых техногенных катастроф или крупных аварий. Ведь именно советская инженерная школа традиционно считается очень сильной, и специальность это массовая: более 40% всех выпускников советских вузов — инженеры.
Наверное, с какими-то из претензий общества следует согласиться, но обвинять нынешних выпускников вузов в существенном отставании от своих родителей по уровню образования я бы все-таки не стал. Конечно, в молодости все было лучше: девушки красивее, трава зеленее, а ум острее, ну и так далее. Только вот к действительности никакого отношения эти воспоминания и ощущения не имеют. Увы, советское высшее образование едва ли можно было назвать достаточно качественным и современным.
Инженерная наука по сравнению с электроникой, интернетом и программированием с 70-х - 90-х сильно отстаёт. Но я бы поставил на то, что неэлектронные технологии (снабжённые при этом электронной начинкой) в ближайшие десятилетия выстрелят так, как это было в период примерно 1880-1960… Первые ласточки (электромобили, новые космические аппараты, «недетские» роботы) уже появляются… Думаю, мы в новых 1880-х…
Отличная статья. Всё по делу. Не хватает ещё одной из главных причин: резкое падение качества преподавания, которое продолжается до сих пор.
А нужно ли так много талантливых инженеров? И даже не только у нас в стране, а во всем мире?
Если забыть информационные технологии, прогресс в которых огромен, не так много нового в мире и появилось за последние десятилетия. Конечно, какое-то движение вперед есть, но оно далеко от революционного и вряд ли способно увлечь молодежь. Наши самолеты, электростанции, автомобили, ракеты не так уж сильно отличаются от тех, что были 50 лет назад. К тому же многие вещи теперь по карману делать только большим корпорациям, а там часто бюрократии не меньше чем в госструктурах. Пример многих технологических достижений показывает, что их авторы должны быть еще и талантливыми бизнесменами. Мне тут приходят на память имена Бурта Рутана (сбежавшего из Боинга) и Илона Маска. Ну и современное регулирование всякой деятельности способно остановить любой прогресс ради (якобы) безопасности. А еще патентные тролли тоже сильно помогают создавать новое.
В общем, куда податься таланту?
Могу ответить, основываясь на своём опыте в микроэлектронике -- микросхемы, например, отличаются довольно сильно даже от разработок 10-летней давности.
Сейчас для российских коммерческих заказов наступила эпоха глубокого субмикрона, и если 10-15 лет всем хватало отечественных 180 нм, то сейчас технологии ушли на десятки нанометров -- 90, 45, 28, 14. есть даже чипы на 7 нм.
Изменилось буквально всё -- нужны новые подходы для моделирования, прототипирования, преобразования RTL-кода в топологию интегральной микросхемы, в мире аналогового дизайна нужно знать кучу новых эффектов и учитывать их при разработке топологии.
>>Наши самолеты, электростанции, автомобили, ракеты не так уж сильно отличаются от тех, что были 50 лет назад.
Отличаются радикально. Посмотрите не на скорость самолетов, мощность электростанций, принцип движителя автомобилей или движения ракет - а на другие их параметры. А уж на внешний вид смотреть смысла нет тем более.
Сравните движки на флагманских авиалайнерах сегодня и 50 лет тому назад. Каково их количество? Удельная мощность? Удельных расход топлива? А почему? Посмотрите на новые ВЭС от General Electric (Haliade-X). А где 50 лет назад было хоть что-то, хотя бы отдаленно столь же эффективное, как Tesla и Space X?
Нет, если сравнивать это всё с вертикальным взлётом айти, то тогда конечно. Однако, айти на то и айти, что эта отрасль, во-первых - и в-главных - информационная (а информации движется куда легче, чем материя и энергия), а во-вторых - айти это очень молодая вещь. Первые 50 лет авиации (от этажерочки братьев Райт до Б-52) тоже были весьма бурными.
Кстати, Б-52 до сих пор стоят на вооружении и, быть может, долго еще простоят. F-15 сделал первые полеты в середине 70-х и тоже остается на вооружении США. Ну да, движки стали эффективнее на несколько процентов за 50 лет, предлагаете этим сильно вдохновиться? ВЭС появились сравнительно недавно, это правда, но раньше никому не приходило в голову их делать. И что в них революционного, кроме огромного размера ветряка? Электромобили обязаны своим появлением литиевым батареям, электрические моторы всегда были очень эффективными. А ничего принципиально нового в них нет. Ну и я же не говорю, что прогресс остановился совсем. Но если раньше таланты проектировали новые ракеты, самолеты, всяческие машины, то что им делать сейчас? Тот же Илон Маск, создавая Boring Company, отметил, что тоннели роются сейчас с той же скоростью, что и 30-40 лет назад. Если раньше НАСА за несколько лет сумела с нуля создать систему, доставившую космонавтов на Луну, то теперь они больше десятилетия не могут спроектировать и запустить новую ракету. Про российскую космонавтику я уже и не говорю.
Талантливый инженер всегда найдёт место.
> Наши самолеты, электростанции, автомобили, ракеты не так уж сильно отличаются от тех, что были 50 лет назад.
Насчет ракет и электростанций не знаю, но самолеты и автомобили не так уж сильно отличаются от предшественников только при беглом и поверхностном осмотре непосвященными лицами. С атомными электростанциями полагаю картина близкая. Чернобыль (и не только он) отложил свой отпечаток на принципы проектирования АЭС.
Ну да, про непосвященных согласен. Но если прогресс в технике, которой пользуются все, виден только посвященным, что-то с прогрессом не так. Во всяком случае, не так как раньше.
Ну, не наговаривайте на прогресс. Вся проблема именно с глазом непосвященного. Он неспособен видеть.
Судите сами. Возьмём к примеру самолеты. Да хоть отечественные. Суперджет и предок, скажем Ту-134, пусть первых серий, пусть будет Ту-134А.
У Тушки в пилотской кабине будет 4 кресла (2 пилота, бортач, штурман).
В Суперджете всего 2. Тоесть, теперь двое справляются с тем, что раньше делали четверо. Про показатели расхода топлива и шумности, думаю в курсе, что разница там громадная. Ну и момент "до кучи". Такое понятие как "отказ техники" почти исчезло из причин авиапроишествий.
Спрашивается, что из вышеперечисленного, непосвященный глаз способен заметить сам, без подсказки. Понятно что ничего.
Можно с машинами. Взять какой-нибудь Москвич-412 и Лада Веста. Примерно 50 лет разницы будет. Можно поставить обе машины рядом и заводить на морозце. Позади них поставить наблюдателя, который будет носом оценивать качество выхлопа. Результат легкопредсказуем.
Идём дальше. Двигатель Москвича после 100 тысяч километров пробега обычно прямиком шёл в капремонт. Для современников, 100 тысяч пробега это скажем так ниочём. Ныне, истории про 200-250 тысяч пробега без каких-либо серьёзных инспекций под крышку клапанного механизма, в общем-то обыденность. Можно сравнить фары, даже еще не галогенки на Москвиче и уже светодиоды на Весте. И таких моментов можно накидать превеликое множество. С тормозами, с пассивной безопасностью, итд.
Проблема, именно с глазами непосвященного.
Чушь несете, уж простите. Ваш тлф 15 лет назад грузил картинку с инета за полчаса, а сейчас за пару секунд можно загрузить 4к фильм (давайте, придеритесь, что не за пару секунд)
.
И для этого таки нужны инженеры, внезапно.
.
С прогрессом - все так. Только приближается технологическая сингулярность и понимать изменения сложнее.
Илья, читайте внимательнее, я написал, что информационные технологии являются исключением. Прогресс в электронике, компьютерах, коммуникациях огромен. Все остальное совсем не впечатляет. Кто бы мог подумать 50 лет назад что до Луны мы больше не долетим, а самолеты от Лондона до Нью-Йорка будут добираться вдвое дольше.
Вдвое дольше, да дешевле. Пассажирский сверхзвук себя не оправдал. Крейсерская скорость ~900км/ч наиболее экономически целесообразна.
.
На Луне - делать нечего, это была политическая история. А как вам посещение АМС Плутона, кометы Чурюмова-Герасименко? Марсоходы я не упомню все, кьюриосити лет 10+ там скакал.
.
Таки сравните, как лечили зубы хотя бы 15 лет назад, и как делают это сейчас. И на каком авто можно приехать сейчас. Кондеры в авто лет 30 назад были эпизодической историей.
Наше отставание носит системный характер. То есть начиная со школьных методик и программ и кончая дыркой в отсеке мкс. Это всё имеет одну и ту же природу. Пока один человек решает, что правильно и что нет, пока только один министр знает как надо и как не надо, ничего не изменится. Другими словами, пока не будет свободы.
Это так.
.
Но для того, чтобы один человек перестал определять все - всего лишь заменить этого человека мало, нужно изменить общественные представления
Если люди не хотят быть свободными, то до тех пор, пока это желание в них не появится, и они так и и будут надеяться на то, что кто-то за них все как-то решит - ничего и не изменится.
.
А тот, кто будет во главе - автоматически станет тем, кто думает сразу за всех и не принимает возражений, насколько бы святым идейным бессребреником этот конкретный человек не был.
"среди них много будущих туполевых и королевых — при условии, что они попадут в качественную и мотивированную среду. Именно этим, по-хорошему, и нужно заниматься государству."
А может лучше не надо? Везде, где приходит государство, начинается разруха. У нас, постсоветских людей, вообще какое-то поломаное понимание того, чем государство должно заниматься. Его основная задача - соблюдение баланса интересов разных групп людей. А вот мотивация - это уже область влияния диктатур.
Отец в 1951 году окончил Томский политех, вуз и тогда, и сейчас один из лучших в стране. По распределению попал на Северный Урал на машиностроительный завод (производил оборудование для горной промышленности). Начинал сменным мастером, быстро рос по службе, через 8 лет был главным технологом. Считал завод своим вторым институтом. Потом работал ГИПом в проектном институте, проектировал автоматические линии. Последние годы занимался плазмой (нагрев, резка, сварка, напыление). Уже на пенсии ему пришлось поработать на предприятии, где он в течение четырех месяцев проводил работу по организации сварочных работ. Он был удивлен тому, что технология на производстве отставала от имевшегося российского уровня лет на 10-15 и никого это не волновало.
Мой школьный друг, военный инженер, сейчас полковник в отставке, работает на оборонном предприятии, несмотря на весьма солидный возраст давления снизу не испытывает, а, наоборот, получил продвижение по службе. Он отмечает низкую квалификацию молодых инженеров, неумение самостоятельно мыслить, видеть и решать проблемы. Очень хочет передать свой опыт и знания, но не находит желающего и способного. Некоторое время назад, видя, что выпускники не идут к ним из-за низкой стартовой зарплаты, стали давать стипендии от завода. Получатель стипендии должен был по окончании вуза прийти на предприятие. Однако в итоге стипендии стали получать дети начальников, которые не стремились хорошо учиться, на заводе пользы от них не было, и они либо уходили, либо по протекции делали карьеру.
Ученик моей жены по английскому, выпускник МВТУ, работает в России на американском предприятии, очень доволен своей работой, успешно движется по службе, по сути, руководит инженерной службой, очень любит и гордится своей работой.
Везде по-разному. В целом же ситуация в нашей высшей школе и на предприятиях в части подготовки инженеров далеко не благополучная, но это никого особенно не волнует. И подход другой. Главный инженер строительного треста, с которым мне пришлось работать, требовал честности и говорил: "Дело не обманешь". А в конце моей трудовой карьеры была история, когда мастер (инженер-строитель) объяснял начальнику (менеджеру), что делать работу так, как тот сказал, нельзя, это нарушение СНиП. И услышал: "Кто твой начальник: я или СНиП?". Пришлось мастеру уволиться.
"военный инженер, сейчас полковник в отставке, работает на оборонном предприятии... Он отмечает низкую квалификацию молодых инженеров, неумение самостоятельно мыслить, видеть и решать проблемы" --
Может потому что современная молодёжь не интересуется войной, а все больше направляет свой взгляд на "мирные" технологии?
И кстати, по моим личным наблюдениям, многие офицеры в отставке, в категории 60+, именно так и видят мир - молодёжи бестолковая, лучше им ничего не позволять. В правящей "элите" к сожалению таких не мало. Отсюда и разные управленческие решения, от которых не знаешь куда деться.
Инженерное дело - всегда инженерное дело. Мой друг заканчивал гражданский политехнический институт. Сейчас на завод приходят ребята из того же вуза. Другой мой родственник лет до 75 был главным инженером крупного военного завода, потом перешел на должность консультанта генерального директора. Это явно говорит о дефиците кадров. Такое же положение во многих секторах нашей инженерной науки. Не молодежь бестолковая, а толковой нет. Тут, скорее проблема деградации высшей школы.
бегите, глупцы
Вот именно: в статье не упомянуто, что многие талантливые молодые люди уезжают, предпочитают работать не в России, а на "тлетворном Западе". А заменить их "двумя тысячами немецких специалистов помимо военнопленных" никак не получается: военнопленных нет за неимением (пока, слава Богу!) войны, "немецкие специалисты" предпочитают США/Норвегию/Швейцарию и тому подобное, а российские - те же самые страны плюс "скудеющую" без "немецких специалистов" Германию :-)!
Когда я учился в начале 2000х в известном московском вузе на инженера (ракетостроение), на 2-3 курсе я и многие мои однокурсники задавались вопросом подработки. Варианты были от курьера, до программиста в НИИ. На заводе и предприятиях зарплату предлагали 10-20 тыс.р. Хэдхантер показывал, что опытные специалисты могли претендовать на сумму в районе 35-40 тыс. При том, что программисту 1С чуть ли не на старте предлагали порядка ~100 т. р. Кто-то пробовал НИИ, и рассказывал потом про унылую обстановку, морально устаревшее оборудование, пьющих коллег и т. д. Мотивацию на светлое инженерное будущее это довольно сильно подрывало, наверное, не только у меня. Многие мои однокурсники ушли работать не по профилю: веб разработка, гейм дизайн, коммерция и т.д. Не все, конечно, были и редкие исключения. Сейчас, когда я решил многие свои финансовые вопросы, я хочу вернуться, и стать "настоящим" инженером, но как это сделать теперь, не ограничившись хобби?
Найти работу по специальности? Знание английского / испанского может помочь.
Смотрите на стартапы, которые занимаются разработкой физических штуковин. Но сейчас практически все техническое оборудование должно иметь электронную начинку (датчики, связь с сервером), поэтому хорошим инженером в старом смысле ("инженером по железякам", без минимальных познаний в электронике и ИТ) вряд ли получится стать.