Издательство «Новое литературное обозрение» в ближайшее время выпустит фундаментальный труд историка Алексея Андреева «"Поиск исторического Иисуса": от Реймаруса до наших дней», в котором подводится итог 250 лет реконструкции исторической судьбы Иисуса из Назарета. В центре внимания книги — междисциплинарный проект, получивший название «Поиск исторического Иисуса», в котором приняли участие многие авторитетные ученые. Алексей Андреев описывает наиболее важные труды, ключевые теории и «портреты» исторического Иисуса, созданные в рамках «Поиска».

С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент книги.

Ретроспективно оценивая всю историю «Поиска исторического Иисуса», отметим следующие моменты.

За прошедшие двести пятьдесят лет «Поиск исторического Иисуса» претерпел значительные изменения с точки зрения прагматики научной работы. В конце XVIII века Реймарус, а в начале XIX века небольшая группа авторов пытались подойти к изучению евангельских текстов не с богословской, а с научной точки зрения. Естественно, первые исследователи еще не идентифицировали себя как участников некоего общего проекта «Поиска исторического Иисуса». Это были работы частных исследователей, занимавшихся самостоятельной работой. Однако уже в это время формируется круг вопросов и проблем, которые впоследствии составят ядро «Поиска…». К середине XIX века ученые начинают консолидировать свои усилия: в работах исследователей появляются критические обзоры трудов коллег, начинается внутриакадемическая полемика.

К концу XIX века «Поиск исторического Иисуса» из разрозненных работ отдельных авторов становится некоторым более-менее оформленным академическим течением и во второй половине XX века, после полувекового периода угасания, возобновляет свою работу. Проводятся специализированные конференции и семинары, посвященные проблематике «Поиска…», выходят узкоспециализированные научные журналы и сборники работ. К началу XXI века «Поиск…» представляет собой серьезный междисциплинарный научный проект, в котором принимают участие представители различных гуманитарных дисциплин (религиоведы, историки, библеисты, филологи и др.).