2 октября Конституционный суд России (КС) одобрил документы о принятии в состав страны четырех новых регионов — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей Украины, часть которых занята российскими военными. При этом референдумы, которые проводили пророссийские власти, проходили не на всей территории «присоединяемых» регионов.
Специалист по конституционному праву РФ, кандидат юридических наук Ольга Кряжкова рассказала Republic, как КС обосновывал свое решение, насколько этот документ состоятелен юридически и какая его может ждать судьба.
— Как мы видим, Конституционный суд России принял новое политическое постановление. Пока что в публичном поле по его поводу немного профессиональных разборов, в основном юристы высказывают свои эмоциональные комментарии. Какое впечатление документ произвел на вас?
— Понятно, почему эмоции возникают, и давайте попробуем как-то от них отстраниться. Это не первый случай, когда Конституционный суд участвует в такой процедуре. У нас был Крым в 2014 году, и между тем постановлением и этим есть что-то общее, но есть и кое-что отличающееся. В плане общего можно сказать, что и тогда, и сейчас Конституционный суд воспринял себя как часть механизма принятия политического решения о присоединении к России новых территорий. И вот это свое правомочие участвовать в этом всём он никак не комментирует. Он просто его исполняет.
Надо вспомнить, что полномочие рассматривать такого рода документы появилось у Конституционного суда еще в 2001 году, когда был принят федеральный конституционный закон о принятии в состав России нового субъекта. И там участие Конституционного суда было частью этой большой процедуры. Конечно, рассматривается это полномочие как проверка, оценка конституционности этих договоров.
— Мало кто ожидал, что КС признает договоры противоречащими Конституции, но все же, хотя бы теоретически, на это можно было рассчитывать?
Перемена политической ситуации, ИМХО, поставит вопрос о новой конституции и полностью новом законодательстве. Какие-либо постановления суда, приказы и т. п. станут в этот момент делом десятым.
Если называть вещи своими именами, решения Думы, СФ и КС по территориальным расширениям закладывают бомбу под саму российскую государственность.
Есть два типа реальности: одна определяется военным противостоянием с неизбежно присутствующей неопределенностью и требующая гибкости решений, и реальность конституционного дизайна государства. Это совсем разные вещи, государственно-правовые установления не могут быть «средством быстрого реагирования» на обстоятельства военного плана.
Сама попытка подкрепить одно другим абсурдна. Фактически, высшее руководство страны ограничивает лишь собственные возможности управления ситуацией. Теперь легитимность высших органов государственной власти поставлена в зависимость от всех случайностей и превратностей вооруженного конфликта.
Какие-то не очень обстоятельные ответы. Ничего нового из них не узнаешь.
Напрасно, напрасно - как-то прочерчен путь, как будут отменять включение новых земель - объявят решение КС неправовым, тогда все решения Президента, Думы и СФ не соответствующими Конституции и не подлежащих исполнению. Вот тут-то и пригодится "историческое многословие и политизированность " решения КС.