В издательстве «АСТ» (его импринт «ЛЕД») выходит книга Вольфганга Мюллер-Функа «Жестокость. История насилия в культуре и судьбах человечества».
Человек — «жестокое животное». Этот радикальный тезис является отправной точкой дискурсивной истории жестокости. Ученый-культуролог Вольфганг Мюллер-Функ определяет жестокость как часть цивилизационного процесса и предлагает свой взгляд на этот душераздирающий аспект человеческой эволюции, который ускользает от обычных описаний. В своей книге он рассказывает поучительную историю жестокости и предлагает философский способ противостоять ее искушениям.
С любезного разрешения издательства публикуем в сокращении главу, посвященную прошедшему Освенцим еврейско-австрийскому мыслителю Жану Амери.
Изгнание морали во имя героического гиперморализма
Уничтожение всех врагов-других без исключения — а в этой логике другие всегда враги — является одним из главных императивов национал-социализма. Эта идеология включает специфическую этику жестокости, которую едва ли можно усилить. Поэтому для того, чтобы верный национал-социалист, эсэсовец, мог выполнять свой долг по убийству ни в чем не повинных людей, ему необходима дискурсивная и идеологическая подготовка. Она построена как учебная программа. Поскольку узников лагерей заставляют выполнять работы, связанные со смертельным риском, вступают в действие этические нормы колониализма, доказывающие, что эти жертвы, вынужденные вести недостойную жизнь, являются не настоящими людьми, а «недочеловеками», подобно тому, как это происходит в колониальном контексте. Ужасные условия труда являются, выражаясь саркастически, лишь дополнением к систематическим, техничным и действенным массовым расправам, причем использование технологий повышает эффективность коллективного уничтожения врагов и снижает порог запрета на убийство.
Национал-социализм — это, вероятно, наиболее подробно описанное коллективное преступление из всех, когда-либо происходивших в человеческой истории.