«Слово пацана. Кровь на асфальте» российский криминальный сериал о молодёжных группировках Казани конца 1980-х годов, снятый режиссёром Жорой Крыжовниковым, сегодня не посмотрел только ленивый. Но особую популярность сериал набрал в России и Украине, не смотря на всяческие запреты и борьбу с продуктами российской киноиндустрии. Предпосылки для этого, конечно, есть — прежде всего, это наше общее советское прошлое. У части взрослых зрителей это вызывает ностальгию и воспоминания о молодости, как лучших годах жизни, у вторых — ужас только о мысли о советском прошлом, а у третьих, самых молодых зрителей — это чувство восхищения идеалами братства, в том числе, как средства достижения справедливости в ситуации, когда закон и государство эту справедливость не могут или не хотят обеспечивать.
Многие знают, что в основе сериала лежит книга Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» про молодежные группировки Казани. Важно упомянуть, что такие группировки были во многих индустриальных советских городах того времени, но не все из них превращались в «культурный» феномен. Если про Казанские группировки знают многие, то про «бегунов» из Кривого Рога, которые стали таким же социальным явлением в последние годы СССР и вплоть до середины 1990-х, мало кто слышал.
Большую часть населения металлургического города Кривой Рог (Кривбасс) после Второй Мировой войны составляли бывшие заключенные. Осужденных за мелкие преступления: мошенничество, кражи, тунеядство ссылали в Кривой Рог как рабсилу для предприятий, где было вредное производство и тяжелый труд. В соответствии с законом, они не могли селиться, где хотели и вынуждены были жить в определенных районах. После отбытия своего срока эти люди оставались жить в городе и создавали семьи. Привычные тюремные порядки и понятия начали преобладать на этих территориях. Постепенно этими порядками начинала проникаться молодежь и формировать криминальную субкультуру. Так появились «бегуны».