Издательство «Новое литературное обозрение» выпустило книгу «Пространственное воплощение культуры. Этнография пространства и места».
Как социальные и культурные процессы отражаются в городских пространствах? И что об этом может рассказать этнография? Опираясь на более чем двадцатилетний опыт полевых исследований, антрополог Сета Лоу показывает, как основанный на этнографическом подходе пространственный анализ способен пролить свет на повседневную жизнь людей, в чьи дома и места проживания вторгаются глобализация, неравномерное пространственное развитие (uneven development), насилие и социальное неравенство.
Лоу разрабатывает понятие «пространственного воплощения культуры», включающее в себя одновременно несколько концептуальных рамок: от социального производства и социального конструирования пространства до анализа телесности, дискурса, эмоций, аффектов и транслокальности. В сочетании этих подходов автор видит способ по-новому взглянуть на взаимодействие человека с окружающей средой в городском планировании и архитектуре. Задача, которую ее концепция помогает решить, — предложить специалистам новые методы для создания социально чувствительной и экологически устойчивой городской среды.
Чтобы проиллюстрировать, каким образом эмоции и аффекты формируют пространства и места и формируются ими, мы обратимся к производству аффективного климата и аффективной атмосферы, которое изменило способы ощущения собственного жилья у ряда представителей американского среднего класса. К этой группе относятся в основном семьи из пригородов и городов, ощущающие, что их повседневная среда является опасной или угрожающей, в связи с чем они перебираются в закрытые жилые комплексы, чтобы чувствовать себя в безопасности и защищенности. Рассмотренный ниже этнографический пример основан на полевой работе с жителями нескольких таких комплексов. В этом исследовании подчеркивается, как страхи расового характера, страх перед нелегальными иммигрантами и аффективный климат угрозы, распространяемый государством после событий 11 сентября, способствуют возникновению у жителей ощущения страха и незащищенности в их охраняемых домах и районах.
В Соединенных Штатах стремление к безопасности и защищенности жилья имеет долгую историю, начавшуюся в первые годы XX века, когда рабочие семьи начали покидать грязные иммигрантские дома в Нью-Йорке (на Манхэттене) и в других крупных городах, а в 1960–1970-х годах разворачивался процесс, получивший название «белого бегства» в бурно растущие пригороды. Следующая волна оттока горожан в закрытые жилые комплексы и другие разновидности частных территорий началась в 1980-х, в результате чего к 2010 году на такие пространства приходилось 10% всего жилья в стране.
Страх жителей закрытых поселений перед «преступностью» и «чужаками» отчасти принимает форму имеющего расовую и классовую основу дискурса, при помощи которого обосновывается проживание за закрытыми воротами или отъезд из некогда приятного района, который стал «меняться».