23 марта с Байконура взлетел «Союз МС-25». На борту — россиянин Олег Новицкий, белоруска Марина Василевская и американец Трейси Дайсон

23 марта с Байконура взлетел «Союз МС-25». На борту — россиянин Олег Новицкий, белоруска Марина Василевская и американец Трейси Дайсон

Фото: Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина

Для российского патриотизма космонавтика — не просто научно-техническая отрасль, а предмет гордости, одна из «скреп». Но за последние два года эта отрасль потерпела серьезные изменения, в первую очередь связанные с санкциями. Сможет ли Россия запустить новые ракеты и спутники в космос в ближайшие годы? Когда российские аппараты полетят на Луну? В каком сегменте космонавтики еще сотрудничают Россия и Америка? Может ли Китай стать надежным партнером «Роскосмоса»? Готов ли Путин взорвать ядерную бомбу на орбите? Об этом Republic поговорил с популяризатором космонавтики, блогером Zelenyikot Виталием Егоровым.

«Перспектива у «Роскосмоса» одна — Китай, а также какие-то серые поставки из санкционных стран»

К какому состоянию пришла российская космонавтика за последние два года?

— С научной космонавтикой ситуация катастрофическая. Политические решения принимаются в Кремле и многие из них становятся шоком для российской науки. Прежде всего потому, что научная космонавтика сильно завязана на международное сотрудничество: это и Международная космическая станция, и исследование межпланетного пространства, и астрофизические проекты. Практически ничего самобытного и исключительно российского в исследовательской космонавтике по состоянию на 2022 год не было. Но и сейчас ситуация не сильно изменилась.

Единственный попыткой автономной деятельности была «Луна-25», но ее исход всем известен. В связи с войной и проект «ЭкзоМарс» был закрыт, по крайней мере, вторая половина проекта. Сохраняется серьезная проблема с рентгеновской обсерваторией «Спектр-РГ». Заморожено и даже прекратилось сотрудничество по многим перспективным направлениям. Новых научных космических проектов с западными организациями после 2014 года практически и не было. Все, что было по состоянию на 2022 год в международном сотрудничестве, — это результаты более ранних соглашений и проектов. Просто космонавтика — это длительное дело, поэтому еще сохранялся задел, на котором летали в космос российские ученые. Сейчас ситуация стала еще хуже. То есть стали замораживаться даже те проекты, которые были активны в 2022 году.

Но непосредственно на «Роскосмосе» это серьезно не сказалось, потому что он не напрямую связан с российской космической наукой. Его задача прежде всего направлена на обслуживание интересов государства.

Значительная доля — это военный космос. Далее, потребности различных ведомств: Минсвязи, Росгидромета и прочих структур. И третье крупное направление «Роскосмоса» — Международная космическая станция. Это тоже государственное дело, хотя там выполняется много научных экспериментов. Но там это все проходит на другом уровне управления и с другим распределением средств. И в этих направлениях существенных изменений у Роскосмоса нет. У беспилотных же проектов, вроде марсоходов или телескопов, приоритет значительно ниже, несмотря на большую отдачу для науки.