
Илон Маск позирует перед фотографами на 10-й церемонии вручения премии Breakthrough Prize 13 апреля 2024 года в Лос-Анджелесе
IMAGO/Faye Sadou/ Global Look Press
В январе суд в Делавэре заблокировал компенсационную выплату Маску акциями Tesla более чем на $55 млрд, после чего он пропустил вперед в рейтингах богачей не только Бернара Арно, но и Джеффа Безоса. Эта гигантская выплата, которую судья назвал несправедливой по отношению к акционерам Tesla, была разбита на 12 траншей и выплачивалась по выполнении компанией заранее установленных целей и задач.
А 2 апреля стало известно, что Tesla продала в первом квартале на 20% меньше электромобилей, чем в предыдущем квартале (386810 и 484507 соответственно), и более чем на 8% меньше в годовом выражении.
В начале апреля Марк Цукерберг обошел по размерам состояния Илона Маска, причем сделал это впервые после 2020 года. Илон впервые за продолжительное время покинул тройку самых богатых людей планеты по версии Bloomberg Billionaires Index. Цукерберг же впервые с 2020 года в нее вошел.
Новость о финансовых неурядицах еще вчера самого богатого человека планеты неразрывно связана с проблемами Tesla в первом квартале.
Впервые за четыре года года у Tesla снижение продаж за квартал — 386 тыс. электромобилей в январе — марте 2024 года: 369784 модели 3 и Y и 17027 других электромобилей. На этих печальных новостях акции компании в начале торговой сессии 4 апреля рухнули более чем на 7%. Всего же, по состоянию на 17 апреля, акции Tesla в этом году снизились более чем на 37%. Как результат, потеря трети капитализации, которая впервые за год (с конца апреля 2023 г.) опустилась ниже полутриллиона долларов (сейчас $494,677 млрд). Только за одну неделю, правда, совсем уж неудачную, с 28 февраля по 6 марта она уменьшилась на $77 млрд.
Не лучше дела и с состоянием самого Илона Маска, которое сейчас снизилось до $175 млрд. Всего же в этом году благодаря снижению цены акций Tesla он стал беднее на $54 млрд. Только в марте убытки составили солидные $22 млрд. Маск является антилидером глобального списка миллиардеров по этому показателю. При этом Маска обогнал Марк Цукерберг: его состояние выросло до $177 млрд. Он является лидером по увеличению личного капитала в этом году (+$49,2 млрд).
Обычно сами миллиардеры обращают мало внимания на подобные рейтинги. Однако в данном случае есть нюанс. Маск и Цукерберг сильно поссорились в 2016 году, когда в результате взрыва на космодроме ракеты SpaceX был уничтожен первый спутник Facebook. В прошлом году мультимиллардеры даже публично грозились сойтись на бойцовом ринге (до поединка, конечно, не дошло). С тех пор их отношения не улучшились: после запуска Цукербергом микроблогинговой сети Threads у масковского Х появился новый конкурент.
Состояние Илона Маска тает на глазах. На пике финансового успеха, в ноябре 2021 года, он был почти вдвое богаче, чем сейчас. Тогда его состояние превышало $340 млрд.
Жаль если ему прийдётся продать Х. Это единственная сеть с относительной свободой слова.
С электромобилями ситуация не совсем однозначная.
Мы живем в ЕС (Балканы). Когда мы покупали новую машину осенью 2023 года, пришлось сделать прикидочный расчет, какой автомобиль выгоднее в эксплуатации. Тут дорогое топливо, а у нас в семье большие пробеги, и поэтому топливо дает нам самую большую долю в эксплуатационных расходах. Добавлю, что ТО тут по регламенту в 2-3 раза реже, чем в России.
У нас получилось, что самый экономный вариант газовый, но не пропан-бутановый, а метановый. За ним - пропан-бутановый и дизельный (с минимальным отрывом).
Электрический стоял на четвертом месте, потому что цена за быструю зарядку высока, а для нас – жителей квартиры на 4 этаже без гаража – кидать вниз кабель невозможно, да и зарядка от квартирной сети шла бы 20-24 часа при нужном нам пробеге аккумулятора от одной зарядки (500+ км).
Новый автомобиль на метане быстро достать в нашей части Европы невозможно (может, просто не повезло при мониторинге моделей), только заказывать со сроком ожидания около года. Это нас не устроило.
Мне кажется, что гибриды, проезжающие на аккумуляторе 50-100 км, стали популярнее чистых электричек, потому что с ними работает сценарий "аккумулятор-город, ДВС-шоссе", а чтобы зарядить их от квартирной/домовой сети хватит ночи. Но цены на них сейчас неоправдано высоки, и чтобы отбить ценовую разницу между тем же авто с PHEV и обычным ДВС, потребуется около 5-6 лет.
В итоге мы купили дизель, и пока не жалеем. Поскольку запрет на ДВС в Европе будет только через 10 лет. Возможно, после истечения гарантии апгрейдим его на метан, поскольку объем багажника позволяет.
А сейчас ситуация выглядит так, что деньги для "зеленого перехода" в автопроме производители собираются брать из карманов покупателей. Никаких преференций от государства (субсидий и т.п.) владельцам электромашин тоже нет.
Может, на Балканах субсидий и преференций нет, а в других европейских странах они были и наверняка еще есть. В Швейцарии только с этого года отменили льготный налог (или вообще его отсутствие) для владельцев электричек. Тесла еще недавно была самой продаваемой новой машиной, на втором месте шла Шкода Октавия :) Надо посмотреть, что у соседей в Германии и Франции, это же основные рынки.
Это хорошо, что хоть где-то есть))
Текст не связан по смыслу со смыслом статьи. Вы хотели сказать что вы на балканах живете или у вас деньги водятся?
Маску не следовало лезть в политику. Странно что он не смог сделать такой простой вывод на том основании что в штатах, кишащих гениальными бизнесменами, никто из них не лезет в политику. Он явно переоценил свои способности.
Маск - явный нарцисс, с неадекватным мышлением. От гения до безумца один шаг, и похоже, Маск его как раз завершает.