Вот уже месяц ничего не слышно об американской марке Saturn, которая входит в GM. Было несколько сообщений о том, что американская дилерская сеть Penske хочет купить бренд и собирает для этого пул инвесторов. И вот, уже месяц тишина. Видимо, инвесторы не собираются. Когда-то у GM было 12 брендов: Cadillac, Buick, GMC, Pontiac, Holden, Vauxhall, Oldsmobil, Opel, GEO, Saab, Hummer, Saturn. Последний появился после очередного бензинового кризиса в качестве американского ответа японцам: мол, мы тоже можем делать машины для униженных и оскорбленных, пуще всего желающих экономить на бензине. Идея родилась в 1982 году, через год она перестала быть секретной и о ней объявили публике. Первая машина появилась в 1990 году и, так как кризис отступил, была и не очень маленькой и не очень экономичной. Говорят, также она была и не очень надежной. У нее не было имени. Просто Saturn. Сейчас с высоты лет становится понятно, что ответ японцам не удался. Подвиг VW, который в 60-х годах один продавал в США больше, чем все остальные импортеры, Saturn не смог повторить. Никогда продажи Saturn не были впечатляющими. В последнее время под маркой Saturn продается линейка Opel. «Астра», «Вектра» и «Антара» носят более привычные для Америки названия «Аура», «Астра» и VUE. Есть и одна своя модель – Outlook и продукт бедж-инжиниринга с Pontiac родстер Sky. Нельзя сказать, что весь этот набор авто очень успешно продается в США. «Опель Астра» неплохо стартовал, но оборотов еще не набрал, «Вектра» никогда не была на пике продаж, «Антара» только появилась. «Скай» – машина редкая, Outlook продается неплохо, но не настолько, чтобы ради него покупать всю компанию. В итоге, получается, что тем, кто хотел бы купить Saturn, проще договориться о том, чтобы стать импортером «Опель» на территории США и для продажи использовать бренд Saturn. А можно и не использовать. Просто превратить дилеров Saturn в дилеров Opel. Это недолго. С другой стороны, хочется проанализировать, почему инновационный бренд не стал лидером и не выполнил задачи, на него возложенные. Действительно, чтобы привлечь к себе внимание, Saturn сделал все. Одна внешность автомобиля чего стоит: в 90-х годах это был футуристический дизайн. Но конкурентом японцам эта машина все-таки не была. Видимо, в GM не могли представить, что будут производить машину длиной менее 4,5 метров с мотором объемом менее 2 литров. Да и футуризм мог сыграть злую шутку. Маркетологи не раз показывали, что те, кто покупает японские машины, движим практицизмом, а не стремлением показать себя. Футуризм в дизайне и практичность редко уживаются. Поэтому марка била мимо поставленной цели. Со временем она пошла по пути других марок группы GM, производя большие седаны и внедорожники. Да по-другому и быть не могло: опыта адаптации немецкой платформы Opel у компании не было, а домашние американские платформы были «заточены» на крупные машины. В итоге, Saturn серии L по размерам был сопоставим с Cadillac STS, нежели с Toyota Corolla. А зачем рынку еще одна машина в классе, где уже есть Buick, Pontiac и Oldsmobil? Рецепт выживания Saturn в США прост и сложен одновременно: соглашение с новыми владельцами Opel, когда таковые появятся, о долговременном сотрудничестве, расширение модельного ряда до полного соответствия линейке Opel и принятие решения по заводу в США, на котором сегодня производится ряд моделей. Но это будет непросто. А кому сейчас нужны сложности? И последнее: уже несколько лет нет Oldsmobil, прекращает свою жизнь бренд Pontiac. Это марки со столетней историей. На фоне их исчезновения сложности марки Saturn вряд ли заинтересуют кого-то, кроме дилеров и сотрудников завода.