Мавзолей Мао Цзэдуна на площади Тяньаньмэнь в Пекине

Мавзолей Мао Цзэдуна на площади Тяньаньмэнь в Пекине

Wikipedia.org

А тем временем в Пекине что происходило?

— На улицах Пекина видимых изменений не было видно. Обычное количество солдат, миллионы на велосипедах, ничего необычного. Вечером ужин в честь премьер-министра Папуа-Новой Гвинеи (в то время на все обеды иностранных государственных деятелей приглашались и иностранные корреспонденты). Говорят, кашель не спрячешь. Но за обедом я увидел, что счастье тоже нельзя скрыть. За большим круглым столом девушка из министерства иностранных дел, прежде всегда серьезная и немного хмурая, громко смеется. «Ты выглядишь счастливой», — говорю я ей, а она отвечает: «Да, я счастлива». Это стало для меня первым подтверждением, что Хуа действительно был избран председателем партии. И хотя до сих пор нет ни слова об аресте «четверки», ее глаза, показалось мне, все-таки говорили: это правда. Так прошел, пожалуй, самый волнующий день в Пекине.

— И что дальше?

— В последующие дни оставалось много неопределенности. Не только в части теоретических вопросов, таких как, что будет с Китаем, но и в практических. Например, никто не мог сказать, где и когда будет похоронен Мао. Тем временем телеграммы соболезнования сыпались со всего мира. Брежнев прислал из Москвы соболезнования от имени ЦК КПСС, но китайцы отказались их принять. Они объяснили, что не поддерживают связи с советскими и другими восточноевропейскими коммунистическими партиями. Вот почему пресса пестрела телеграммами так называемых марксистско-ленинских (а по сути, маоистских) партий, которые финансировались китайцами во многих странах мира. Правда, многие из «лидеров» этих партий жили в гостинице Xinqiao в Пекине, и мы видели их, когда они там ходили обедать в ресторан. Все это указывало на то, что Китай еще больше закрывался.

А с другой стороны, было какое-то странное затишье, как перед бурей, и корреспонденты это почувствовали. Стало известно, что грядут выборы нового главы партии, но кто сможет заменить Мао Цзэдуна? Кроме того, на повестке дня стояли выборы целых пяти членов самого узкого партийного органа — Постоянного комитета (ПК) Политбюро. На тот момент в комитете оставалось только четыре члена из девяти. Между тем ПК принимал важнейшие решения, но как же теперь он будет их принимать, если даже не хватает кворума для проведения заседания?

Да, конечно, ведь из девяти членов ПК один (Мао) умер, еще двое умерли раньше Мао, а еще двое (Цзян Цин и Ван Хунвэнь) оказались под арестом. — Первые месяцы после смерти Мао, безусловно, были самыми волнующими днями для китайского руководства, но все происходящее было сокрыто от общественного внимания. В китайской прессе не было и намека на какие-либо перемены — продолжалась ожесточенная кампания критики Дэн Сяопина, публиковались длинные статьи, посвященные различным сторонам жизни Мао Цзэдуна и его теорий, писались анализы на тему советского гегемонизма и американского империализма. Словом всё уже до боли знакомое.