Офис ABBYY

Офис ABBYY

wikipedia.org

Со времени начала массовой эмиграции из России в 2022 году самой привилегированной группой в среде российской диаспоры считались айтишники-релоканты. Большинство из них уезжали вместе с российскими офисами своих компаний, российских или международных. Уезжали организовано, сохраняя российские зарплаты, прежние задачи и получая помощь от компании в переезде: им оплачивали переезд семьи, юридические услуги по легализации на новом месте, выдавали рабочие визы и часто оплачивали даже аренду жилья или помогали его найти. Большинство компаний релоцировали свои офисы в недорогие европейские страны с нестрогими правилами легализации: это прежде всего Сербия и Кипр. В Сербии именно с массовым переездом российских ИТ-компаний связывают взлетевшие цены на аренду прежде всего в столице страны — Белграде, появлением большого количества сервисов, основанных русскими и для русских: в стране как грибы стали появляться русские кафе и рестораны, барбершопы и спортивные секции, стали организовываться многочисленные митапы, конференции, концерты российских артистов, уехавших за рубеж, и встречи с оппозиционными политиками, учеными, экспертами и так далее.

Поэтому увольнения в компании ABBYY, занимающейся системой распознавания текстов и электронными словарями, стали холодным душем для многих.

Тут стоит отметить, что выбор в 2022 году, при массовой релокации ИТ-компаний, у работников был невелик: или уезжать или увольняться. Большинство компаний не оставляли в России своих офисов и, как правило, не были готовы работать с остающимися в России дистанционно. «У большинства компаний есть довольно чувствительная бизнес-информация, у некоторых их разработки могут потенциально послужить режиму Путина для ведения войны или слежки за согражданами», — так мне объяснял тогда один из организаторов процесса переезда некоторых компаний в Сербию. При этом далеко не все были рады отъезду: у кого-то в России оставались родственники, у кого-то не вызывали восторга страны переезда, кто-то просто не хотел кардинально менять жизнь, теряя привычный комфорт и привычный круг общения.

Например, Игорь (имя изменено по просьбе собеседника) признается, что ему до сих пор не нравится жизнь в Сербии. «Мне страна "не зашла". Просто не моя страна, не мой образ жизни, не моя кухня. К тому же моя девушка вынуждена была оставить хорошую должность в Москве, а в Сербии для нее работы нет и не будет, так что приходится жить только на мою зарплату. А она за эти два года не изменилась, как и моя должность, хотя оставшиеся в Москве коллеги теперь получают значительно больше, и многие продвинулись в карьере. Но моя компания релоцировалась в марте 2022 года, и тогда мне было совсем не очевидно, что я смогу найти новую работу в Москве, а не попаду, например, на фронт», — говорит он.

Мотивы самих компаний тоже далеко не всегда были политическими. «Мы продвигаем свой продукт по всей Европе, и нам важно сохранить своих клиентов. Делать это из нынешней России невозможно», — объяснял в 2022 году один из тех, кто перевез свою компанию в Белград.

За прошедшие два с лишним года многие из тех, кто уезжал из России без особой радости, обустроились и адаптировались к жизни в новой стране. Именно айтишники в той же Сербии оказались самым сплоченным сообществом, организовав множество собственных групп, как онлайн, так и офлайн. Возможно, именно поэтому новость об увольнениях в ABBYY, которая перевезла свой российский офис в Венгрию, Сербию и на Кипр, распространилась почти мгновенно.