1. Перед кризисом потребительский спрос формировал 70% ВВП США 2. Исторически сложившийся уровень потребительского спроса в формировании ВВП США – 60%. 3. Превышение исторически сложившегося уровня – плод кредитной экспансии и обнуления нормы сбережений. 4. В мае 2008 норма сбережений в США составляла 0,3%, в мае 2009 – более 5%. 5. При этом за год: – совокупные доходы населения США за год выросли всего на 0,3% – совокупные потребительские расходы за год упали всего на 2,1%. 6. Т.е. налицо ситуация, в которой американцы стали сберегать значительно больше, чем раньше, доходы выросли практически на величину статпогрешности, а расходы, которые должны были резко упасть, – сократились несильно. 7. Объяснение такому феномену простое – более 11% доходов населения США сформировано за счет прямой помощи правительства США, каковая реализуется как по линии снижения налогов, так и, в еще больше степени, – по линии налоговых возвратов и прочих преференций. За последние 12 месяцев население США получило от своего правительства преференций на 1,2 трлн долларов (или 8,5% ВВП США). 8. Т.е. по факту правительство США формирует как сбережения населения, так и часть потребительского спроса. 9. Не проводи правительство США подобной политики, потребительский спрос упал бы куда сильнее, а с ним было бы куда глубже и падение ВВП США, что вызвало бы дополнительный рост безработицы, что сократило бы доходы американцев, которые снова бы урезали потребление, и далее – по кругу. 10. Оборотной стороной подобной антикризисной политики является ее финансирование за счет резкого наращивания дефицита бюджета. Альтернатива – увеличение налогов или прямая эмиссия. Увеличивать в период кризиса налоги на корпорации – значит ухудшать их состояние и углублять кризис. Увеличивать налоги на население, для того что бы финансировать раздачу бюджетных денег, ему же не имеет смысла. Остается эмиссия – каковую в открытом (программа выкупа ФРС у казначейства обязательств бюджета на 300 млрд. долларов) и скрытом (выкуп ФРС ипотечных бумаг и выкуп ФРС только что размещенных казначейством на открытом рынке обязательств правительства) мы и наблюдаем в последние месяцы. Таковая – несмотря на невеликий размер ее открытой части – уже самым печальным образом сказалась на курсе доллара. Скрытую эмиссию долго держать в секрете не получится (уже не получается). Соответственно, эмиссионное финансирование большей части гигантского дефицита бюджета еще более печально отразится на курсе доллара и тот, действительно, может уступить юаню или евро статус мировой резервной валюты, – со всеми вытекающими отсюда для США последствиями, как экономически, так и политическим (экономические последствия – невозможность финансирования за счет эмиссии повышенного потребления импортных товаров, и в результате – все тоже сокращение экономики). США оно нужно? 11. Исторически сложившийся в США уровень нормы сбережений – 8 – 10%. Сейчас норма сбережений еще не достигла подобного уровня, но, скорее всего, достигнет и даже превысит. 10% доходов – это 8% ВВП США. Как мы помним, сейчас правительство США дотирует население на 8,5% ВВП. Т.е. при росте нормы сбережения до 10% придется либо увеличивать размер дотации, что требует увеличения или изменения структуры дефицита бюджета, либо ничего не останется на финансирование потребительских расходов – которые резко упадут. 12. Расчет. При норме сбережений в 5% и при том, что доходы граждан составляют порядка 70% ВВП США, выходит, что федеральный стимул в размере 8,5% ВВП распадается на две части: 3,5% ВВП США идет на формирование сбережений 5% ВВП США идут на сохранение потребительского спроса. Проще говоря – 5% ВВП США профинансированы за счет дотаций федерального правительства населению. 13. Рост нормы сбережений до 10% в условиях невозможности увеличить против 2009 финансового года дефицит бюджета еще на 4,5% ВВП США (и невозможности сманеврировать структурой трат, финансируемых путем наращивания государственного долга) приводит к падению ВВП США на эти самые 4,5%. И это – лишь в «первом круге». 14. Мировой финансовый рынок вовсе не бездонен, тем более в кризис (хотя вариант эмиссии евро для финансирования бюджета США выглядит интересным). При таком массированном наращивании долга либо правительству США перестанут давать в долг, либо процентная ставка вырастет так, что только процентные платежи станут слишком тяжелы для бюджета... и тут ему снова перестанут давать в долг. 15. Значит, придется либо печатать деньги – и прощай, статус доллара как мировой валюты, здравствуй, высокая инфляция. Либо придется перестать занимать в таком объеме, а значит, – перестать раздавать деньги американцам, а значит, они все-таки сократят потребительские расходы и мы получим отложенный спад. 16. Специально отметим, что в прошлый раз норма сбережений на своем максимуме в 1975 году составила 14%. Так что задел для роста у нее еще немаленький. 17. Таким образом, США ожидает – либо отложенный во времени второй виток экономического спада – причем тем более серьезный, чем выше станет на тот момент норма сбережений (впрочем, она сократится – ведь одно дело – сберегать подарок бюджета, а другое – за счет сокращения своих расходов) – либо высокая инфляция, которая заставит население бежать от обесценивающихся сбережений. ВОПРОС: ЧТО ДЕЛАТЬ? Потому что и высокая инфляция, и новый виток спада – нехороши, пусть и по-разному. Ответ зависит от того, что является причиной текущего кризиса. Если считать, что причина – перекредитованность американцев, на которых давит совокупный долг размером в 12 триллионов долларов, из которых 10 триллионов – задолженность по ипотечным кредитам, то для разрешения кризиса достаточно убрать гнетущую американца задолженность, и он – освобожденный от нее – снова начнет усиленно тратить, брать новые кредиты, потребительский спрос восстановится, и экономика начнет расти. Вот только как это сделать? Национализировать долг, переведя его на правительство США. Банки-кредиторы такая смена заемщика вполне устроит – правда, им нужны будут гарантии, что правительство не устроит высокой инфляции для фактического списания долга и вообще их погасит. Такими гарантиями станет повышение налогов, которое обеспечит бюджету необходимый для оплаты процентов и выплаты тела долга поток денег. При этом достаточно убрать ипотечный долг – т.е. не 12, а только 10 триллионов, перевесив его на государственный бюджет. Страшно? Но в прошлом месяце правительство США озвучило бюджетные прогнозы, согласно которым в ближайшее десятилетие государственный долг США вырастет на 9 триллионов долларов. Т.е. среднегодовой темп прироста – 900 млрд., что вдвое выше дефицита предкризисного 2008 года, что говорит о том, что большая часть предполагаемых трат пойдут на борьбу с кризисом, что, в свою очередь, говорит о том, что, на самом деле, правительство США смотрит на ближайшее десятилетие с большой печалью, считая, что кризис будет длиться и длиться и длиться. Пусть и вялотекуще. Так не лучше ли сейчас увеличить госдолг на 10 триллионов и прекратить кризис уже сегодня? Тем более что готовность увеличить его на 90% этой суммы наличествует? Да, это не слишком справедливо к тем, кто на сегодняшний день не имеет задолженности по ипотеке. Но, думается, экономический рост даст им больше плюсов, чем они получат минусов от увеличения налогов. При этом – даже если автор ошибается, и причина нынешнего кризиса не в перекредитованности американского потребителя, – США и весь мир получат несколько лет передышки, в течение которых – при наличии воли к тому – можно будет разобраться и с настоящими причинами кризиса.