Максим Заговора

Максим Заговора

Привет, я — Максим Заговора*, и я боюсь. Боюсь открывать новости по утрам и боюсь далеко откладывать телефон перед сном. Боюсь того, что ждет нас впереди, хотя понятия не имею, что именно нас там ждет. Боюсь внезапной смерти, но и жить, вообще-то, тоже боюсь.

Четвертый выпуск Republic-Weekly — он совсем как я: весь про страхи, суеверия, разную чертовщину и попытки заглянуть в будущее.

И, кстати, не только «как я». Оказывается, все больше людей в возрасте около 30 лет… планируют свои похороны. Расписывают наследство, договариваются о церемонии прощания и даже составляют плейлисты для поминок.

Параллельно с этим набирает популярность профессия доула смерти — это человек, который сопровождает вас в умирании. Типа акушерки, только наоборот. Довольно модной специальностью становится танатопрактика — это когда покойника готовят к прощанию в открытом гробу. Плодятся и размножаются ютуб- и телеграм-каналы про смерть и кладбища.

Так что вообще происходит? Почему молодые люди в разных странах — а в России, как говорят, особенно — так одержимы темой смерти? Они стремятся к ней — или, наоборот, так боятся, что проговаривая это все, побеждают страх? Мы спросили об этом у авторки подкаста (подкаста о смерти, естественно) «Вопрос времени» Лены Чесноковой. Она прислала нам очень подробный и очень интересный ответ. Он здесь.

Еще один хит, даже не сезона, а нескольких последних лет, — гадание на картах Таро.

Тарологи — они повсюду. Во всплывающих окнах в сети, в объявлениях на улице, на модных вечеринках в чилаут-зонах, в печали и в юморе: шоу «Натальная карта» — это новое «ЧБД», самое яркое явление последнего времени в комедии на русском языке.

Карты Таро

Но давайте-ка разберемся в этих жутковатых пасьянсах всерьез. Что спрашивают россияне у карт во время войны? Как информационный фон влияет на рынок гадальных и прочих ненаучных услуг? Социолог Илья Смородинов (псевдоним) изучает гадание на Таро и связанные с ним сообщества. По просьбе Republic-Weekly он рассказывает, как устроена карточная индустрия и есть ли прямая связь между вторжением в Украину и популярностью всяческой эзотерики.

Самый опасный вид гаданий в России, как известно, — это попытки угадать курс рубля и вообще узнать будущее отечественной экономики. Сколько будем давать за доллар через полгода — 100, 120, 150? Будет ли глобальный дефицит, на сколько в 2025-м подорожают продукты? Откуда все-таки у Путина столько денег на войну?

За экономическим и финансовым прогнозом я сходил к Владиславу Иноземцеву.

Владислав Иноземцев

На протяжении трех лет войны он, в отличие от большинства медийных алармистов, ни разу не обещал россиянам подножный корм на завтрак, обед и ужин, не обещал краха империи и развала России под натиском санкций. Напротив, всегда говорил, что деньги у российского правительства есть, а все действия Запада способствуют тому, чтобы этих денег становилось только больше.

Но неужели россияне правда стали лучше жить из-за войны? Неужели мы правда обогнали Японию и Германию? Можно ли ожидать значительного роста зарплат? Короткие ответы: скорее да, скорее нет, скорее да, но Иноземцев все-таки не таролог. Главное в его прогнозах — это логика рассуждений. Мне было ужасно интересно его слушать — надеюсь, вам будет интересно его читать.

Кстати, про чтение. А еще про смотрение и слушание.

В рамках тренда номера на гадание предполагаем, какие фильмы, музыкальные альбомы и книги станут главными культурными явлениями 2025-го.

Там Андрей Звягинцев и Кантемир Балагов планируют вернуть российское кино на большие фестивали, там Билл Гейтс выпускает мемуары, а Стивен Кинг — новый роман, там Noize MC доделывает первый альбом за годы войны, а Рианна недвусмысленно намекает на большое возвращение.

Лично я — в предвкушении первого за четверть века альбома легенд брит-попа Pulp. Но вполне возможно, что предвкушать это дело я буду дольше, чем рассчитывал. На то, что Джарвис Кокер со товарищи возвращаются в студию, указывают очень уж косвенные улики. Подробности — здесь.

В финале этого дайджеста — лучший, уж простите все остальные за такое назначение, материал выпуска. Диалог писательниц Анны Старобинец и Линор Горалик* о подростках во время войны вообще и в эмиграции в частности. Они тоже в известном смысле гадают — что с этими подростками делать, как с ними быть и как объяснить, почему привычных друзей больше нет рядом, почему в школе все разговаривают на грузинском и тебе, дорогой ребенок, тоже надо бы его выучить.

Старобинец и Горалик — мои, скажу честно, любимые авторки из тех, что пишут на русском языке.

Последний роман Анны, «Лисьи Броды», один из моих любимых романов 2020-х, последний роман Линор, «Бобо», на мой взгляд, лучшая книга о войне в Украине.

Анна Старобинец и Линор Горалик

И, конечно, для меня большое счастье — сама возможность свести их на страницах Republic-Weekly. Начните чтение номера с этого текста. Получите сильное впечатление — к гадалке не ходи. Ну или ходи.

* Внесены Минюстом в реестр «иноагентов»