ВЫ РИСУЙТЕ, ВАМ ЗАЧТЕТСЯ | ШРЕДЕР – КАНЦЛЕР ХУДОЖНИКОВ | МЕНЕДЖМЕНТ ПРОТИВ ХАОСА | КРИТИКА ВЛАСТИ КАК ЧАСТЬ СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА
Выставка «Искусство и власть» в Историческом музее Берлина неопровержимо доказывает: «брак» художников и властителей – всегда неравный. Сколько бы власть предержащие ни объяснялись в любви к искусству, приближенные к трону творцы останутся обслуживающим персоналом, хотя и весьма привилегированным. Даже когда настроены критично – как некоторые современные художники.

Вы рисуйте, вам зачтется

Выставка начинается с искусства ХVIII-XIX веков. В этот период стало модно слыть покровителем искусств, по первому зову которого слетаются музы. Вот раскрыл объятия баварский король Людвик I – а вокруг толпа художников. Каждый протягивает ему картину, скульптуру, вазу, набросок. На другой картине голландский купец с восхищением рассматривает старинные холсты.

Положение искусства резко изменилось в ХХ веке: оно стало орудием пропаганды. Кинохроника: Адольф Гитлер и Генрих Гимлер открывают в Мюнхене выставку «Великое немецкое искусство». Рядом – польщенные приглашением художники. Их картины прославляют единство немецкого народа и фюрера. Отдельная экспозиция посвящена замку Каринхалл, принадлежавшему рейхсмаршалу и любителю искусств Герману Герингу. Коридоры, залы, столовая, спальня – все увешено картинами старых мастеров. Ну и, конечно, новых художников, воспевающих тысячелетний рейх. Под фотографиями помещен отрывок из книги Айтеля Ланге, фотографа Геринга: «Когда рейхсмаршал приехал из Франции с огромной коллекцией картин, он был в эйфории. Он заставил меня фотографировать его рядом с каждой картиной». Важная деталь: коллекционерам типа Геринга необходимо сознавать факт обладания искусством. А потому вместе с коллекцией произведений нужно иметь коллекцию фотографий, на которых навеки запечатлено, как Геринг наслаждается каждой картиной. Любит их всех вместе и каждую в отдельности.

Шредер – канцлер художников

Отдельный зал посвящен Герхарду Шредеру, который назван «канцлером художников». Зал пестрит признаниями: от художников – с любовью. На фотографиях Шредер по-отечески обнимает творцов. Картина «Орел» Георга Базелитца, которую выбрал Шредер для своего рабочего кабинета, весьма символична: сложив крылья, двуглавый орел падает вниз. Бывший канцлер выбрал произведение, символизирующее смирение нации. Улыбающийся Шредер на фоне сбитого орла: вот она, явленная другим народам, немецкая вина, которая не мешает стране наращивать экономическую мощь, а политикам – брать в помощники, пиарщики, имиджмейкеры деятелей современного искусства.

Менеджмент против хаоса

Зал, посвященный союзу современных художников и бизнес-корпораций, называется «Современное искусство как часть стратегии бизнеса». На входе вывешено пояснение: всякий бизнесмен, который хочет показать, что он современен и хорошо образован, должен коллекционировать современное искусство и фотографироваться на его фоне. В доказательство этой истины висит множество фотографий, на которых строгие, сдержанно и властно улыбающиеся люди запечатлены рядом с картинами современных художников. Так менеджеры всех возможных звеньев самых мощных немецких корпораций увековечивают себя на фоне картин с необъяснимыми сюжетами – набором световых пятен, полосочек и квадратиков. Объяснение этому феномену дает влиятельный бизнесмен, пожелавший остаться неизвестным (его пояснение красуется под фотографиями): «Мы не случайно фотографируемся на фоне картин, которые представляют собой хаос. Ведь мы являем собой стабильность. Мы спокойны, уверены и улыбчивы – значит, нам под силу одолеть хаос». В этих словах замечательно все – и определение современного искусства как хаотичного, и вера в преодоление хаоса с помощью грамотного менеджмента. Сочетание картин авангардных художников и глав процветающих концернов – иррационального порыва и разума, уверенности и хаоса – само по себе выглядит как произведение искусства. Картины действительно оказываются как будто побеждены стоящими на переднем плане людьми, на лицах которых написано: «Don t worry».

Критика власти как часть стратегии бизнеса

В финале выставки – примеры творчества двух художников, придерживающихся совершенно разной стратегии поведения во взаимоотношениях с бизнесом и властью. Верена Ландау полна яда. Серия ее работ под названием «Картины моих врагов» посвящена политикам Германии. Вот Герхард Шредер – улыбающийся так искренно, что в его добрых намерениях нельзя не усомниться. Ангела Меркель с ошейником – в глазах растерянность. Верена Ландау благодаря своим работам хочет, по ее словам, «получить контроль над имиджем политиков». Мечта, конечно, но красивая. Более прагматичной стратегии придерживается художник Томас Хубер: «Банк – новое место работы художника». Хубер пишет картины по заказу банков и пополняет их коллекции. Названия всех его картин, выставленных здесь, касаются финансовой темы. Но, кроме этого, ничто больше не свидетельствует об их финансовой закваске. Очень много насекомых и никакой экономической символики. Писать по заказу банка произведения, в названии которых присутствуют деньги, но при этом сами картины темы денег не касаются – довольно изящный вид художественной проституции. Какой-то игровой. А объявлять своими врагами действующих политиков, как это делает Вверена Ландау, не только смело, но и выгодно: минимальное внимание общества обеспечено. Конечно, по сравнению с теми залами, где художники подобострастно протягивали королям свои картины и восхищенно кричали «Хайль!» – здесь демонстрируется большая свобода деятелей искусства. И, безусловно, гораздо большая свобода, чем у нас, где идет непрекращающийся медовый месяц художников и президентов. Однако, неслучайно критикующие власть картины помещены в зал «Современное искусство как часть стратегии бизнеса». Называя своим врагом, например, Ангелу Меркель и творя картину на эту животрепещущую тему, художник автоматически становится другом политиков и бизнесменов, которым невыгоден нынешний канцлер. Художник, начинающий высказываться на политическом поле, не может быть «внепартийным». Американский арт-критик Клемент Гринберг утверждал: «Искусство во все времена, начиная с ранней античности и до наших дней, было связанно золотой пуповиной с правящим классом». Метафора точна: «пуповина» может быть незаметной и даже давать художнику свободу критического высказывания. В последних залах выставки представлено уже не служение, а бунт художников против власти политиков и власти денег. Но и этот бунт свидетельствует: «золотую пуповину» разорвать невозможно.