31 июля в Волгограде был задержан Иван Алексеев, он же Noize MC, солист группы Noize MC и один из самых известных молодых российских рэперов. 2 августа мировой судья вынес ему приговор: 10 суток административного ареста по статье 20.1, часть 1 КОАП («мелкое хулиганство»). На следующий день суд рассмотрел апелляцию адвокатов Алексеева, но она была отклонена. Рэпера обещают отпустить только 10 августа в 23:30. Находясь в СИЗО, он потерял возможность встретить из роддома жену, которая 29 июля родила сына. Формальный повод «закрыть» Нойза у волгоградских стражей порядка был: он оскорбил их со сцены фестиваля «Урбания», назвав «животными с красными кокардами» и обматерив. Однако эти слова были спровоцированы странным поведением самих милиционеров во время концерта. Исполняя песню «Бабки в шапку», группа отправила барабанщика Павла Тетерина к публике с протянутой бейсболкой, и зрители начали кидать туда монетки. Подобную мизансцену можно наблюдать на любом концерте Noize MC, и только в Волгограде милицейский чин не понял юмора и попросил Ивана прекратить «заниматься попрошайничеством». Артист, известный как один из лучших мастеров фристайла (рэп-импровизации), немедленно сымпровизировал: произнес фразу про «животных», посвятил им песню «Кури бамбук», содержащую резкие слова в адрес милиции, и закончил нецензурным фристайлом. После концерта за Иваном приехали в гостиницу и увезли в СИЗО. Разумеется, сразу появились версии о том, что это задержание – маленькая месть властей за трек «Мерседес S666», посвященный февральскому ДТП на Ленинском проспекте с участием вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова. В аварии погибли две женщины, одна из которых – сестра Анастасии Александриной, певицы под сценическим псевдонимом Стейша, записавшей несколько дуэтов с Иваном Алексеевым. Noize MC откликнулся на беду в семье подруги хлестким и точным самодельным клипом, который мгновенно распространился в интернете и вызвал огромный общественный резонанс и даже реакцию властей. В частности, начали новое расследование ДТП, виновными в котором сначала признали погибшую водительницу (правда, новой информации по этому делу давно не поступало: контроль общественности ослаб, и расследование, видимо, пытаются спустить на тормозах). Как бы то ни было, после этого Ивану Алексееву вручили неофициальное знамя музыкального молодежного протеста. Артист не очень сопротивлялся, тем более что в его репертуаре и до «Мерседеса» имелись треки про прокремлевские молодежные движения, милицию, скинхедов, телеканалы и другие острые и болезненные темы. Во многом благодаря реакции Нойза на инцидент на Ленинском артист впервые попал в звездный рейтинг журнала Forbes, заработав, по оценкам издания, около $900 000 и собрав огромное количество упоминаний в прессе и запросов в поисковиках. Тем не менее, говорить о том, что в Волгограде рэпера настигло возмездие государственного репрессивного аппарата, как минимум, некорректно. Если бы государство действительно чувствовало какую-то опасность со стороны Ивана Алексеева, с ним бы разобрались более жестко (не будем фантазировать, как именно). Возможно, некоторое недовольство представителей власти его высказывания действительно вызывали. Наверняка Нойза недолюбливают топ-менеджеры, начиная с Анатолия Баркова: вот и Лев Лещенко пожурил рэпера за то, что в своей песне он очернил такого достойного человека. Однако административный арест явно инспирирован личной обидой волгоградской милиции на «животных» – и, возможно, отчасти желанием ее руководителей показательно проучить смутьяна с его протестами, чтобы проявить себя перед более высоким начальством: иначе зачем было лезть поперед батьки в пекло? Самому Нойзу и его музыкальной карьере задержание, как ни парадоксально это прозвучит, скорее всего, пойдет на пользу. Разлука с только что родившей женой – неприятная ситуация, но не драма. Как сказала Ахматова про политические преследования Иосифа Бродского, «какую биографию делают нашему рыжему». Теперь Ивану Алексееву, хочешь не хочешь – придется еще крепче держать знамя протеста и высказываться еще более ярко и жестко. В случае с Бродским, который вообще-то не помышлял ни о каком диссидентстве, дело дошло до Нобелевской премии. Перед Noize MC открываются перспективы не менее захватывающие. В интернете идет сбор подписей за его освобождение, в его защиту высказываются известные музыканты – общественное мнение явно на стороне Ивана, в глазах народа он – герой и мученик. У российских рэперов до сих пор не было особых проблем с соблюдением законов, в отличие от их американских коллег, для которых аресты и суды – не менее важные строчки в портфолио, чем музыкальные премии. Такова уж специфика этого жанра, что наркодилер, сутенер или придурок, укравший у ребенка велосипед, выглядит более «реальным пацаном», чем тот, кто не сидел по тюрьмам да по ссылкам, а просто сочинял ритмичные стихи. Поскольку отечественный хип-хоп многое копирует у американских родоначальников, «арестант» Иван Алексеев явно набирает дополнительные висты к своей популярности. Но, вероятнее всего, он улучшит свою «капитализацию» более сложным путем, используя досадный опыт для создания новых ярких музыкальных произведений. Noize MC вообще-то не вполне рэпер. К этой тусовке его причисляют главным образом благодаря хорошо подвешенному языку, помогающему ему сочинять крайне интересные речитативы. Вместе с тем на концертах он выступает с гитарой (абсолютное большинство рэперов ограничиваются микрофоном), сочиняет запоминающиеся мелодии и охотно использует в аранжировках стилистические достижения панк-рока и альтернативной музыки. Если добавить к этому настоящее неравнодушие к ситуации в стране и обществе, получится портрет настоящего молодежного героя, который и без ареста выглядел крайне привлекательно. А уж будучи задержанным за конфликт с милицией… В сети уже распространено записанное в СИЗО стихотворное извинение Нойза перед волгоградской милицией. Оно вызвало ожесточенные споры, действительно ли трибун сломлен, или это – «репортаж с петлей на шее» и максимальная степень издевки, которую он мог себе позволить в таких условиях. Скорее, второе, поскольку из застенка доносятся слухи о том, что Алексеев уже написал новую песню с многообещающим названием «Свобода слова». Поклонники надеются, что недолгое тюремное заключение окажет на творца такое влияние, что его поэзия выйдет на следующий качественный уровень, ждут от него россыпи смелых образов и протестных строк. Вздумай он сейчас же выпустить диск под условным названием «Тюремный альбом», его с руками оторвут рекорд-лейблы и разметут с прилавков, несмотря на весь кризис индустрии звукозаписи. Самое интересное, что для этого Ивану Алексееву нынче не нужны гениальные произведения. Подойдут любые – с условием, что они будут сочинены на ожидаемые темы: свобода слова, ментовской произвол, кровавый режим и т.д. Интерес к его персоне велик, а теперь он еще подогрет реакцией обидчивой волгоградской милиции и решением тамошнего суда. Все это наверняка выльется в интенсификацию концертного графика, увеличение тиражей дисков и количество упоминаний даже в той прессе, которая никогда не интересовалась рэпом.