Фото: Flickr.com/Arquell01

Государственный сектор во всех странах мира отличается относительно низкой эффективностью. Наиболее ярко это проявляется в сфере госзакупок, где государство зачастую сильно переплачивает при покупке даже самых элементарных товаров. Объясняться это может как злым умыслом чиновников, так и их нерасторопностью. В первом случае речь идет об активной растрате, когда чиновник сознательно наносит ущерб государству, получая от этого личную выгоду, например, в виде откатов. Во втором случае речь идет о пассивной растрате, когда у чиновника нет никакой личной заинтересованности в принятии неверного решения, а неэффективность происходит из-за недостаточной мотивации чиновников, их некомпетентности или же из-за того, что сами процедуры настолько зарегулированы, что не дают чиновнику возможности принять правильное решение. 

В массовом сознании, наиболее важной проблемой в госуправлении в целом и в сфере госзакупок в частности считается активная растрата, связанная с коррупцией чиновников. Однако разделить эти два возможных объяснения и понять их относительную важность крайне сложно. Именно такую задачу поставили перед собой трое работающих в Лондоне итальянских экономистов Ориана Бандьера, Андреа Прат и Томаззо Валлетти в своей статье, опубликованной в одном из наиболее престижных экономических журналов American Economic Review. В статье используются детальные данные о госзакупках в Италии, которые позволяют сравнить цену, по которой закупались одни и те же товары различными госучреждениями. Ключевой момент, который позволяет разделить активные и пассивные растраты, заключался в том, что чиновники могли закупать товары либо напрямую у поставщиков, либо по фиксированной цене через специализированное агентство Consip. Работа этого агентства заключалась в том, чтобы заключать договора с поставщиками, в соответствии с которыми они обязались поставлять определенные товары по фиксированной цене всем итальянским госучреждениям. Эти договоры заключались на определенный срок, поэтому набор товаров, которые можно было купить по каталогу Consip, постоянно менялся. И именно эти изменения во времени можно использовать для того, чтобы выявить активные и пассивные растраты. В случае активных растрат, чиновники будут закупать товары по высокой цене, даже если их можно купить дешевле через каталог Consip, так как они сами заинтересованы в завышении цены. В случае же пассивных растрат, чиновники с радостью воспользуются возможностью закупать товары дешевле через каталог, так как это позволяет сэкономить им не только бюджетные деньги, но и свои усилия. Результаты, приведенные в статье, свидетельствуют о том, что неэффективность госзакупок в Италии связана прежде всего с пассивными растратами. По расчетам авторов исследования, 82% всех растрат, связанных с излишне высокой ценой госзакупок, связаны именно с пассивными растратами. Сравнивая цену, по которой закупались практически идентичные товары (например, бензин) различными госучреждениями, можно проследить, какие именно учреждения склонны переплачивать за товары. Оказывается, что наименьшую цену платят полуавтономные государственные учреждения, обладающие большой свободой действий (университеты и органы здравоохранения). По сравнению с ними, обладающие несколько меньшей свободой действий муниципалитеты платят за те же товары в среднем на 13% больше, обладающие еще меньшей свободой действий региональные правительства платят на 21% больше, а наиболее зарегулированные федеральные министерства – на 40% больше. В целом, результаты исследования свидетельствуют о том, что проблемы в сфере госзакупок в Италии связаны прежде всего с неэффективностью работы чиновников, а не с коррупцией. Связано это не с тем, что коррупция не играет роли. По оценкам авторов исследования, коррупция завышает цену товаров в среднем на 11%. Просто неэффективность работы чиновников оказывается еще большей проблемой даже в Италии, уровень коррупции в которой, по индексу Transparency International, такой же, как в Гане и Самоа, больше, чем в Грузии и Латвии. И хотя в России коррупция играет еще большую роль, чем в Италии, результаты этого исследования заставляют серьезно задуматься над тем, как можно обеспечить более эффективную систему госзакупок. Под знаменем борьбы с коррупцией и произволом чиновников вводится масса видов отчетности и ограничений. Бесконечная череда бумажек, на заполнение которых уходит масса времени у чиновников и работников бюджетных организаций, уже превратившая медиков из врачей в писарей, лишь увеличивают общую неэффективность, не оказывая практически никакого эффекта на коррупцию. Создание централизованных агентств наподобие Consip, облегчающее жизнь честным чиновникам, и полная прозрачность, позволяющая любому желающему схватить за руку нечистых на руку чиновников, может оказаться гораздо полезней бесконечных регламентов и отчетностей, которые исчезают в архивах министерств и ведомств.