На этой неделе Марк Цукерберг дал первое полноценное интервью после IPO Facebook. Глава социальной сети выглядит уверенно, спокойно, ошибки готов признавать, но не считает их фатальными. 

Падение акций после размещения он назвал «разочаровывающим», ориентацию на HTML5 для разработки приложений «чудовищной ошибкой», а слухи о разработке собственного смартфона глупостью.

Цукерберг в очередной раз подчеркнул, что мобильная стратегия для компании приоритетна: «Мобильные приложения принесут нам гораздо больше денег, чем десктопная версия». При этом он считает, что Facebook ближе к телевидению, чем к компьютерам, поэтому реклама социальной сети должна быть лучше интегрирована с контентом, а не показываться на периферии, в боковой колонке. 

Сравнение своей социальной сети с телевидением – пожалуй, самое важное из того, что сказал Марк Цукерберг. Про мобильную стратегию в Facebook известно давно. Информацию о «фейсбукфоне» тоже опровергают не в первый раз. А вот рекламную модель будущего Цукерберг, пусть и в двух словах, но описывает впервые.

Рекламный медийный рынок долгое время развивался на двух берегах. Телевизионная индустрия с ее масштабными возможностями доминировала на одном. Традиционные СМИ и примкнувший к ним интернет – на другом. И дело не только в денежных оборотах. В конце концов, рынок интернет-рекламы уже занимает второй берег на правах лидера, вытесняя традиционные медиа на обочину. В США его объем в 2016 году составит гигантские $10 млрд, а в России отдельно взятый «Яндекс» претендует на звание «главной кнопки», опередив по ежесуточной аудитории «Первый канал». 

Разделение на 2 берега происходило и пока еще происходит по другой линии. Телевидение и интернет изначально работали с разными рекламными форматами воздействия на аудиторию. Известный исследователь монетизации медиа и автор очень хороших книг (последняя: «The Daily You: How the New Advertising Industry Is Defining Your Identity and Your Worth») Джозеф Туров называет телевизионную рекламу «системной» – она внедряется в тело информационного продукта, превращаясь в его органичную составляющую. 

Телевизионная реклама и правила, ее регулирующие (корпоративные и законодательные), во многом определяют структуру сетки и программ, влияют на программирование и даже содержание проектов. Все это влияет и на модель потребления телевизионной рекламы: она сама по себе мало кому интересна, но зритель вынужден заглатывать кашу, изготовленную одновременно из нерекламного и рекламного продуктов. Именно поэтому – а не только по причине масштабного охвата, традиций, популярности этого медиа и его повышенной визуальности – телевизионная реклама так эффективна. Она главный ингредиент этого блюда – смотря телевидение, мы в первую очередь смотрим рекламу.

Интернет-реклама – главным образом реклама на рынке поисковиков и социальных сетей, который обеспечивают значительную часть мирового трафика, – по версии Турова, реклама «сервисная». Она подается не вместе с контентом, а опционально в качестве сервисного дополнения к нему. Речь идет, конечно, не о примитивной баннерной рекламе или навязчивых поп-апах, а о «тонких» рекламных технологиях, наиболее перспективных и наиболее сильно влияющих на темпы развития сети, – это в первую очередь любые формы «контекста» и аукционная модель Real-Time Bidding (RTB). Как раз вчера, кстати, стало известно, что Facebook запустила рекламную платформу Facebook Ad Exchange (FBX), позволяющую рекламодателям покупать объявления в реальном времени и работающую как раз в режиме RTB. 

Эта реклама, которая не смешивается с контентом, а является его фоновым дополнением. Сервисность такой рекламы очевидна и с потребительской точки зрения: в принципе, это удобно, – я, например, не против того, что мне делают коммерческие предложения, основанные на моих предпочтениях; то есть эта реклама сочетает в себе и прямые коммерческие (продвижение товара или услуги), и потребительские функции (система формирует пользователю готовый пакет предложений). 

И вот теперь глава социальной сети, уже во многом изменившей представления о том, как работает продвижение в интернете, прямым текстом обещает, что реклама в Facebook будет лучше интегрирована с контентом, прямо сравнивая эту модель с телевизионной. 

В некотором роде это революция. Понятно, что только на баннерной рекламе и «проспонсированных историях», которые активно эксплуатирует сейчас социальная сеть, весь этот амбициозный бизнес не вытащишь. А тут еще актуализировалась задача монетизации мобильного направления – это то, чего больше всего ждут сегодня инвесторы после IPO. 

Cервисная модель уже кажется узкой, Цукерберг решается на экспансию в совсем другой мир. Как это будет выглядеть? В Facebook сейчас, очевидно, мучительно ищут подходящие форматы и механизмы. Но посмотрите на вашу «ленту» в социальной сети как на эфирную сетку телеканала, сформированную из сотен программ – «статусов», ссылок, постов. Раздробить все это на условные «рекламные паузы», да еще и с учетом тайм-слота (тут неизбежно придется определить, когда у Facebook наступает прайм-тайм – максимальное число единовременных просмотров – в каждом конкретном регионе) и заполнить их разными формами рекламы (не только деликатной текстовой, но и визуальной, а также мультимедийной) – задача великая, непостижимая и, на первый взгляд, невыполнимая. Насколько невыполнимая, мы поймем в ближайшие годы по своим же фейсбук-лентам.