Амина Тайлер © womanunveiled.com
Через два года после свержения режима Бен Али в Тунисе 19-летняя студентка, темноволосая и коротко подстриженная Амина Тайлер, совершила свою персональную революцию в стиле движения FEMEN. Девушка сфотографировалась полуобнаженной с красноречивой надписью «Мое тело – только мое. Оно не является источником чьей-либо чести» и выставила снимки на всеобщее обозрение в интернете. Дальше события развивались по общепринятому в арабских странах сценарию: фотографии nude произвели большое впечатление на местных религиозных фанатиков, которые все хорошо разглядели, прочитали и отреагировали – кому-то же надо взять на себя труд следить за общественной моралью.
Алми Адель, один из лидеров тунисских салафитов, призвал к немедленной расправе над Аминой и заявил, что ее необходимо закидать камнями, «пока зараза не распространилась на других тунисских женщин». С тех пор прошло две недели, и связь с Аминой прервалась. Инна Шевченко, лидер движения FEMEN, сообщила, что телефон Амины не отвечает и она не реагирует на сообщения в электронной почте или в Facebook. Чуть позже появились сообщения о том, что семья упрятала девушку в психушку, что ее видели в баре с бокалом пива в руке, изнасиловали, убили, номинировали на Нобелевскую премию и так далее, и тому подобное.
В конце прошлой недели адвокат Бушра Бельхадж Хмида заявила, что она представляет интересы Амины Тайлер и подтверждает, что та находится дома, целая и невредимая. В прошлом Хмида не раз защищала молодых женщин, которые пострадали от насилия со стороны полицейских и прочих стражей порядка. Она открыто обвиняла тунисское правительство в пренебрежении правами женщин и призывала премьер-министра и главу МВД ужесточить законы против тех, кто совершает преступления против женщин. FEMEN Хмиде не верят и утверждают, что она представляет не столько Амину, сколько ее консервативную семью. Так или иначе, но девушку уже две недели никто не видел и не получал от нее никаких сообщений, так что никакой возможности удостовериться в том, что адвокат говорит правду, пока нет.
Свободу салафитам и ниндзя
Год назад арабский мир сотрясал почти такой же «обнаженный» скандал. Тогда в центре внимания оказалась египтянка Алия Магда аль-Махди. Она тоже сфотографировалась ню, вызвав неоднозначную реакцию у своих соотечественников, которые сначала тщательно просмотрели всю фотосессию, а потом устроили на аль-Махди настоящую охоту (об этой истории на Slon здесь). Но то был Египет – по большей части консервативная страна, где разрешена полигамия и где большая часть женщин (около 75%) добровольно покрывают голову хиджабом (платком), а иногда даже и никабом (полной чадрой). Другое дело – Тунис, который уже несколько десятилетий лидирует в исламском мире по части прав женщин и вообще считается продвинутой и европеизированной страной.
Как произошло, что вместе с «арабской весной» в Тунис ворвались бородатые фанатики, требующие отмены запрета на полигамию, введения худуда – казни через закидывание камнями прелюбодеев (в основном прелюбодеек) – и прочих средневековых прелестей? Ответ на редкость прост и банален: они всегда там были. Светский Бен Али и его предшественники действительно стремились европеизировать Тунис, по крайней мере во всем, что касается формы: там был запрещен никаб (глухая черная чадра с прорезями для глаз), зато разрешена свободная торговля спиртным.
К сожалению, этот режим не смог дать отпор исламистской идеологии, которая процветала на тунисской почве. Вернее, будучи режимом диктаторским, авторитарным, он сделал все, чтобы исламизм ассоциировался со свободой, справедливостью и упущенными возможностями. Светский образ жизни насаждали насильно, но в консервативных и бедных городах и деревнях, вдалеке от столицы, он плохо прививался. Недаром один из ведущих исламистских философов современности – это тунисец Рашид Ганнуши, изгнанник, который стал лидером самой крупной партии в тунисском парламенте – «Ан-Нахды». В общем, исламисты – и «Братья-мусульмане», к которым относится «Ан-Нахда», и более радикальные салафиты – в Тунисе были, есть и, судя по многотысячным демонстрациям, которые они устраивают у входов в университеты, бары, дискотеки, синагоги и прочие подозрительные заведения, будут там и дальше.
Количество женщин в никабе (в народе их шутя называют «ниндзя») на улицах тунисских городов продолжает неуклонно расти, а вот женщин в бикини на знаменитых пляжах этой североафриканской страны становится все меньше. Правда, «ниндзя» теперь пользуются исключительной свободой и обеими руками, запакованными в плотные черные перчатки (настоящая «ниндзя» должна скрывать каждый миллиметр обнаженной плоти от посторонних мужчин «во избежание»), голосуют за демократию. Раньше светский режим наступал на горло их исламистской неслышной песне (праведная салафитка петь не должна, вдруг ее услышит мужчина), а теперь зато все хорошо. Плохо тем, кто привык думать, что Тунис – это почти Париж, как европейская часть Стамбула – это почти Европа, но тут уж никто не виноват в том, что они плохо разбирались в местных реалиях. Во всяком случае, после первых демократических выборов в стране выяснилось, что большинство граждан Туниса поддержали исламистскую партию, основатель которой собирается постепенно внедрять шариат в жизнь.
Вопрос, почему те или иные женщины делают непростой выбор в пользу чадры, против которой самоотверженно боролись их сестры сто лет назад, достаточно спорный сам по себе. Кто-то решил сам за себя, а кого-то сподвигли родственники мужского пола, другие женщины («у нас в деревне теперь все так ходят»), проповедники, духовные наставники и так далее. Безусловно, не все, кто носит традиционную исламскую одежду, разделяют взгляды известных шейхов и проповедников о месте женщины в обществе (подальше от мужских глаз, желательно дома, в погребе) и, уж конечно, не все поддерживают подстрекательство к насилию против других женщин, которые выглядят не так, как они. Но в мире, где бал правят фотографии, набравшие максимальное количество лайков, и философские трактаты длиной в один твит, немудрено, что и сами тунисцы, и остальной мир делит теперь местных женщин на полуголых активисток FEMEN и закованных в чадру поборниц радикального ислама. Этакая война цивилизаций в границах одной отдельно взятой страны.
Статус-кво – до поры до времени
Так что же ожидает тунисских женщин – вне зависимости от того, как и во что они одеты? Смогут ли они сохранить и защитить свои права, дарованные им режимом Бен Али? Или, запуганные насилием на улицах некогда самой спокойной страны арабского мира, займут выделенное им мужчинами-исламистами место? Во многом именно этот – сугубо женский – вопрос определит судьбу постреволюционного Туниса. Потому что о какой революции можно говорить, пока половина населения считает, что вторая половина принадлежит ей по праву? Как можно ожидать того, что женщины будут активными членами общества, если отцы, мужья и братья будут решать за них, могут ли маленькие девочки учиться в школе или университете, разрешать ли им работать и убивать ли за оскорбление, нанесенное их мужской чести. Именно об этом, а не о том, какими слоями материи будет прикрыто женское тело, сегодня идет речь в Тунисе.
Пока еще новая правящая исламистская партия «Ан-Нахда» не пыталась изменить законодательство, которое регулирует статус женщин в Тунисе. Но социальные нормы в стране стремительно исламизируются, а значит, со временем и законы можно будет адаптировать к новым реалиям. Отреагируют ли на эти перемены демонстранты, которых до глубины души потрясла судьба зеленщика Мухаммада Буазизи, облившего себя бензином 17 декабря 2010 года, в самом начале череды восстаний и переворотов в арабском мире? Или же промолчат, радуясь в душе возможности взять себе еще пару жен и выдать дочерей замуж лет в 10–12?
Первая революция «арабской весны» сорвала все покровы с тунисского общества, и теперь, впервые за много лет, оно предстает перед зеркалом таким, как есть, без налета французской элегантности и лоска. Амина Тайлер и другие женщины, хоть в бикини, хоть в традиционной одежде, в платках, в чадрах и без них, сейчас начинают самую важную битву – не только за свои права, но и за будущее Туниса. В свое время эта страна оказалась самой передовой из всех светских арабских режимов, с нее же началась «арабская весна». Но только если Тунису удастся решить «женский вопрос» и провести настоящие, глубинные реформы в обществе, эта страна действительно окажется впереди всего исламского мира.