Россия должна сильнее сокращать расходы в «тучные» времена и увеличивать их в кризис – так можно интерпретировать слова министра финансов Антона Силуанова в сегодняшнем интервью газете «Ведомости». «...Если [бюджетное] правило и корректировать, оно должно учитывать фазы экономического цикла: в условиях сокращения темпов роста экономики мы могли бы иметь больше расходов, а в условиях ускорения роста можно расходы притормаживать», – заявил глава Минфина.
Эксперты Международного валютного фонда (МВФ) с ним согласны, если верить одному из последних рабочих докладов фонда. Теоретически бюджетное правило, принятое Россией в нынешнем виде в 2012 году и ограничивающее расходы бюджета, должно снижать процикличность бюджетной политики. Суть бюджетного правила в следующем: объем расходов госбюджета не должен превышать суммы следующих трех величин:
ненефтегазовых доходов; нефтегазовых доходов, которые бюджет получил бы, если бы нефть стоила некую условную базовую цену, примерно равную средней цене за последние годы (если точнее, «среднегодовая цена на нефть за 1 баррель в сумме, эквивалентной долларам США, за пятилетний период, завершающийся текущим финансовым годом, с ежегодным увеличением указанного периода на один год до достижения им десяти лет»); максимально возможный дефицит бюджета в размере 1% ВВП.
Процикличность бюджетной политики – это когда во времена экономического подъема государство начинает тратить все больше, не сохраняя дополнительные доходы в резервных фондах, а во времена кризиса – тратит меньше, не стимулируя экономику. Такую политику часто признают плохой, а контрциклическую – когда в кризис расходы растут, а во времена бума падают, сглаживая колебания экономики, – хорошей.
Коэффициент регрессии между реальными расходами бюджета и реальным ВВП, 1995–2012
Развитые и развивающиеся экономики
Источник: МВФ
Проциклическая политика – свойство развивающихся стран: из 117 стран с такой политикой только 17 относятся к развитым, установили авторы доклада. Для сравнения: из 39 стран с контрциклической политикой 25 развитых. Большинство развивающихся стран приняли фискальные правила после финансового кризиса. Фискальные правила могут быть бюджетными, то есть ограничивать бюджет в целом (как в России), или ограничивать по отдельности доходы, расходы или долг.
К концу 2012 года 76 стран имели как минимум одно ограничивающее правило. Увы, принятие фискальных правил не всегда избавляет страны от процикличности бюджета.
Коэффициент регрессии
между реальными расходами бюджета и реальным ВВП
, 2004–2012
Страны с фискальным правилом и без него
Источник: МВФ
И это главная проблема. Поскольку Россия официально стремится к контрциклической политике, то есть к тому, что может помочь. Лучшее качество бюджетных институтов способствует контрцикличности, как показали Эра Дабла-Норрис и другие исследователи МВФ. Качество бюджетных институтов – это, переводя экономические термины на русский язык, прозрачность, подотчетность и контроль при исполнении бюджета.