В конце прошлого года руководство России предложило финансовую помощь Украине в размере около $15 млрд. По сути, это было выделение денег правительству Януковича в долг – через покупку украинских гособлигаций. До победы Евромайдана Москва успела перечислить Киеву $3 млрд. Сейчас сложилась удивительная ситуация: Украина близка к дефолту (по мнению некоторых аналитиков), а ее новая власть вынуждена платить по долгам старой власти тому государству, которое считает интервентом. С другой стороны, Запад, поддерживающий новое киевское правительство, сейчас не в настолько хорошем положении, чтобы выдавать Украине щедрые субсидии.
В такой атмосфере Анна Гелперн, старший аналитик Института Петерсона, выдвинула идею, которая в иное время показалась бы безумной – она предложила Великобритании принять закон, по которому в судах, где действует английское право, России как кредитору отказали бы в иске к Украине при отказе платить по долгу, который образовался в результате первого и единственного транша 24 декабря 2013 года. Напомним, размер транша – $3 млрд за покупку гособлигаций Украины со сроком погашения в декабре 2015 года. Как считает Гелперн, этот транш противоречил общественным интересам, фактически это «была неудачная попытка оставить прошлого президента Виктора Януковича» у власти.
«У Украины есть серьезные моральные, экономические и политические аргументы за то, чтобы не платить по российскому долгу», – пишет Гелперн. Однако простой отказ платить может привести к серьезным правовым и репутационным издержкам: например, это может привести к кросс-дефолту, то есть ситуации, когда дефолт по одному внешнему долгу приводит к дефолту по остальным. Также Россия может потребовать досрочного погашения по всем остальным долгам, включая долги компаниям, где Российское государство является мажоритарным акционером, ссылается Гелперн на проспекты к украинским бондам. Это также может стать инструментом давления при переговорах «Нафтогаза» и «Газпрома».
Как сделать так, чтобы Украина законно могла не платить по долгам? Гелперн предлагает парламенту Великобритании в рамках санкций против России принять ретроспективный закон, по которому ни Россия, ни любой другой кредитор, выкупивший долги у России, не могли в британском суде вернуть этот долг. Дело в том, что облигации, выкупленные Россией, имели листинг на Ирландской фондовой бирже, на которой действует английское право и английские суды.
Это будет не первый раз, когда страны – мировые лидеры в финансах спасали должников от их кредиторов, указывает Гелперн. В мае 2003 года ООН приняла резолюцию, которая сделала нефтяные и газовые активы Ирака недоступными для частных кредиторов, которым правительство Саддама Хусейна задолжало около $100 млрд. В итоге Ирак заплатил всего примерно по 20% своих долгов. В случае Украины даже не придется принимать резолюцию ООН, потому что единственный спорный долг Украины находится в юрисдикции английского суда.
В 2010 году Великобритания приняла закон об облегчении бремени задолженности развивающихся стран с высоким уровнем долговой зависимости от частных кредиторов. Этот закон был ответом на иски кредиторов к Либерии и Замбии.
Как считает Гелперн, предлагаемый ею закон может восполнить пробел в мировой финансовой архитектуре и защитить государства-должники от недружественных кредиторов. Нарушение контракта Гелперн не смущает: суды постоянно признают контракты недействительными, пишет она. Традиционные санкции, что наложены на Россию сейчас (запрет на экспорт оборудования для буровых установок и другие), – пример такого подхода.