Когда-то много лет назад я был инвестиционным банкиром. Затем я руководил интернет-бизнесами, создавал интернет-стартапы, конструировал механизмы господдержки инноваций. И всюду мне приходилось составлять финансовые модели новых проектов с нуля. Финансовые модели я не составлял только на двух этапах своей жизни: когда был деловым журналистом и когда учил студентов Физтеха. Зато в эти периоды жизни я научился писать о том, что знаю сам, и преподавать финансовое моделирование тем, кто о нем знает самую малость. Этот курс – результат всех трех частей моей жизни. Успешного изучения!
Как мы говорили ранее, у развитых компаний со стабильной и проверенной бизнес-моделью финансовые результаты принято экстраполировать линейно. Их планируемые продажи у аналитиков, как правило, выглядят как y = ax + b, то есть как прямая линия с началом в точке b и наклоном вверх, равным a на единицу x. Для компаний традиционного сектора рост, как правило, принимается равным или чуть больше инфляции, что предполагает стабильность физических объемов продаж (в штуках).
Технологический сектор, претендующий на революционное изменение структуры мира вокруг себя, чаще представляет себе будущее в виде экспоненциального роста – то есть в виде степенной функции вида y = a^x + b (знак caret ^ обозначает возведение в степень). Получившаяся кривая больше всего напоминает обелиск покорителям космоса в Останкине – дуга, взлетающая вперед и вверх. Так изображают не только продажи стартапа, но и некоторых зрелых компаний, в которые аналитики истово верят, – Google, Facebook, Apple.
Пересчитать линейную и экспоненциальную функции в процентный рост довольно несложно. Если предположить, что денежный оборот компании растет линейно на n процентов за период, то в обоих случаях a = 1,n (например, 5% = 1,05, 15% = 1,15 и т.д.).
В финансах линейное начисление процентов также называется «простым процентом» (simple interest), а экспоненциальное – «сложным» (compound interest), подразумевая, что текущие проценты и проценты на предыдущие проценты складываются. За первый период простой процент всегда равен сложному (что и понятно, ведь 1a = a^1), дальше величина сложного процента начинает превышать величину простого.