REUTERS / Valentyn Ogirenko

«Аэрофлот» не купит 75% плюс одна акция «Трансаэро» за рубль. Компанию, по всей видимости, ждет банкротство. Одновременно Росавиация запретила перевозчику продавать билеты: сейчас их невозможно приобрести ни на официальном сайте, ни в крупнейших поисковиках вроде OneTwoTrip или AviaSales. Акции «Трансаэро» на бирже обвалились на 40%. Текущие рейсы проходят в штатном режиме, не считая отдельных инцидентов вроде отказа аэропорта турецкой Антальи выпускать три чартера, о чем стало известно еще вчера утром.

«Трансаэро» – второй по значимости игрок после «Аэрофлота» на российском рынке, обслуживший в прошлом году 13,2 млн пассажиров. Парк насчитывает 105 самолетов, выручка за 2014 год – около 114 млрд рублей. Как получилось, что такой гигант оценили всего в рубль и все равно не продали?

Почему «Аэрофлот» отказался от сделки?

Решение о передаче проблемной компании «Аэрофлоту» за символическую стоимость было принято в конце августа на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. До 28 сентября собственники «Трансаэро» должны были направить «Аэрофлоту» соответствующую оферту. Казалось, это формальность: крупнейший перевозчик уже начал хозяйничать в «Трансаэро» – например, назначил нового гендиректора. Известие о переносе с 25 октября рейсов авиакомпании в аэропорт Внуково также было воспринято как часть стратегии «Аэрофлота».

Однако срок подачи оферты истек. Источники газеты «Коммерсантъ» утверждают, будто владельцам «Трансаэро» не удалось собрать нужный пакет. Как пишет бывший гендиректор Ольга Плешакова, по состоянию на 28 сентября «Аэрофлот» так и не получил согласие на сделку крупных банков-кредиторов, у которых в залоге находятся акции – 25% у ВТБ и около 3% у Московского кредитного банка. Правда, ВТБ 30 сентября сообщил, что он не против, но было уже поздно.

Почему банки против?

После покупки «Трансаэро» «Аэрофлотом» задолженность авиакомпании (о ее размере далее), скорее всего, была бы частично списана. По словам президента ВТБ Андрея Костина, его банк и Сбербанк могли простить до 30% долга. Другие кредиторы оказались не столь щедры. Недавно банкиры направили коллективное письмо на имя Шувалова, где предложили такой вариант: «Аэрофлот» поглощает своего неудачливого конкурента, но одновременно берет кредит, чтобы рассчитаться по всем долгам. Правительство дает гарантию на 50% этого займа. Но Шувалов отказался.

Теперь «Трансаэро», вероятно, будет обанкрочено. Это значит, что долги не списываются автоматически, но кредиторы получают лишь средства от продажи имущества. На 30 июня текущего года активы авиакомпании стоили 155,5 млрд рублей, из них основные средства – 105 млрд рублей. Из 105 самолетов лишь 10 принадлежали перевозчику: еще 58 находились в лизинге, а 37 – в операционной аренде. Девять из десятка собственных судов уже были заложены по кредитам. В общем, имущества «Трансаэро» на всех не хватит.