Нелегальные мигранты в Венгрии разговаривают с полицейскими.

Нелегальные мигранты в Венгрии разговаривают с полицейскими.

Darko Bandic / AP / TASS

Понятие «нелиберальная демократия» впервые ввел в оборот известный американский публицист и политолог Фарид Закария в своей статье в журнале Foreign Affairs в 1997 году. Он имел в виду политические режимы, при которых определенные группы, придя к власти демократическим путем, приступают к поступательному ограничению конституционных свобод, обеспечивая собственное правление на возможно больший срок. И апеллируют при этом к некоему набору «исторически сложившихся национальных ценностей и культурной идентичности». Такой тип государственного устройства (именуемый также «гибридным»), очевидно, не вписывается в классическое определение «авторитаризма». Но и от «либеральной демократии» отличается весьма существенно.

«Диктатура» ЕС

Если в конце 1990-х и на протяжении всего десятилетия нулевых в этом контексте речь шла о Сингапуре, Иране, России и некоторых странах Латинской Америки, то после 2010 года нелиберальная демократия пришла в Восточную Европу. Именно здесь, в некогда столь рвавшихся из «социалистического содружества» к западным ценностям Европы странах, определение «нелиберальной демократии» перекочевало со страниц трудов политологов в политические программы глав государств и правящих партий.

В 2014 году избранный на второй срок премьер-министр Венгрии (государства-члена ЕС и НАТО) и глава национал-консервативной партии Fidez Виктор Орбан прямо заявил, что его целью является строительство в Венгрии «нелиберального, но демократического государства» с опорой на национальную специфику в условиях, когда «либеральные демократии Запада оказались неконкурентоспособными перед лицом глобального экономического кризиса». В качестве образцов для подражания Орбан указал на Россию президента Путина и Турцию премьера Эрдогана.