
Дмитрий Феоктистов / ИТАР-ТАСС
Вечером четверга, 16 июня россиян поразила новость: Росздравнадзор запретили известную марку презервативов Durex. Slon Magazine разбирался, что именно произошло и почему очередной «-надзор» решил заявить о себе на первых полосах газет именно сейчас.
За что запретили?
Как выяснилось, у Durex отсутствует российская регистрация.
«В соответствии с законодательством медицинские изделия должны пройти испытания технические, токсикологические, и все это должно пройти экспертизу в Росздравнадзоре», – заявил глава Росздравнадзора Михаил Мурашко.
Производитель Durex сообщил о приостановке поставок презервативов своим российским контрагентам еще в мае. С тех пор продукция под этим брендом пропала с полок ряда аптечных сетей.
В базе Росздравнадзора первое регистрационное удостоверение, выданное на бренд Durex, датируется 1997 годом. Последние выданные документы являются бессрочными, однако проблема в том, что в них не указаны конкретные разновидности презервативов, которых насчитывается одиннадцать (Pleasuremax, Real Feel, Fruity Mix и тому подобные).
Что такое Durex?
Бренд презервативов, смазок и гелей британского происхождения, выпускаемый с 1915 года. Принадлежит производителю потребительских товаров Reckitt Benckiser Group со штаб-квартирой в городе Слау (Юго-Восточная Англия).
Что это за компания?
RB выпускает товары медицинского назначения (Durex, Strepsils, Nurofen), гигиены (Veet, Cillit, Dettol) и для дома (Vanish, Calgon). В 2015 году категория медицинских товаров принесла компании 33% чистой выручки. Капитализация группы на бирже – £47 млрд ($67 млрд).
Сильно ли она пострадает от запрета?
Не очень. Во-первых, RB – почти монополист в России. Компании принадлежит другая популярная в России марка презервативов – Contex. На них приходится 42% продаж в стоимостном выражении, на Durex – 39% (данные DSM Group за первый квартал 2016 года; данные только по продажам в аптеках).
Во-вторых, по экспертной оценке, потери компании, если она не получит разрешение регуляторов в течение года, составят 2–3 млрд рублей. Это 0,2–0,4% выручки RB по всему миру за прошлый год.
Что происходит с российским рынком презервативов?
Он падает вместе с фармацевтическим рынком в целом из-за кризиса. За прошлый год через аптеки было продано 3,5 млн упаковок средств барьерной контрацепции (научное название презервативов), что на 21% меньше того же периода год назад. При этом из-за роста цен продажи в рублях подскочили на 40%.
Средняя упаковка стоила 151 рубль, что на 35% дороже, чем в 2014 году. Иными словами, презервативы дорожали почти втрое быстрее потребительских товаров в целом.