Феликс Дзержинский – председатель ГПУ при НКВД РСФСР и Иосиф Уншлихт (справа) – заместитель председателя ГПУ (репрессирован), после парада войск, посвященного 5-й годовщине ВЧК-ГПУ, декабрь 1922.

Феликс Дзержинский – председатель ГПУ при НКВД РСФСР и Иосиф Уншлихт (справа) – заместитель председателя ГПУ (репрессирован), после парада войск, посвященного 5-й годовщине ВЧК-ГПУ, декабрь 1922.

РИА Новости

Переформирование и переименование спецслужб – дело в российской истории совсем не новое. Сейчас, если верить источникам «Коммерсанта», обсуждается создание на базе ФСБ новой суперспецслужбы – министерства государственной безопасности, в структуру которого могут включить Службу внешней разведки (СВР) и Федеральную службу охраны (ФСО).

Навстречу Большому террору

В истории советских спецслужб, прямыми наследницами которых остаются нынешние российские, было несколько периодов, когда власть решала объединить их под одним крылом. И как правило, это происходило перед новой волной политических репрессий.

Созданная в декабре 1917 года Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем стала в Гражданскую войну главным орудием «красного террора», а после преобразования в феврале 1922 года в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР расследовала не только политические, но и серьезные уголовные дела. Провести в ту пору грань между уголовным и политическим бандитизмом было довольно трудно. Зато после преобразования ВЧК в ГПУ функция наблюдения за «социалистической законностью» была у него отнята и передана Наркомату юстиции РСФСР, при котором была учреждена прокуратура. Размах террора значительно уменьшился, и советская власть попыталась ввести карательную политику хоть в какие-то рамки законности.

ОГПУ получило возможность использовать кадровый состав милиции и агентурную сеть. С этого момента целое десятилетие полномочия чекистов только расширялись

После образования в конце 1922 года Советского Союза ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Теперь ОГПУ не только фактически, как прежде ВЧК, но и формально руководило ГПУ союзных республик. При этом, однако, у чекистов было отнято право выносить приговоры в административном порядке, в том числе и смертные, и расследованием уголовных преступлений ОГПУ больше не занималось.

Так продолжалось вплоть до 15 декабря 1930 года, когда было принято секретное постановление ЦИК и СНК СССР «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска». В связи с проведением насильственной сплошной коллективизации и усилением политических репрессий потребовалось объединить деятельность всех карательных органов. ОГПУ получило возможность использовать в своих целях как кадровый состав милиции, так и милицейскую агентурную сеть. С этого момента целое десятилетие полномочия чекистов только расширялись.