В августе исполнилось три года так называемым антисанкциям – введенному в 2014 году запрету на импорт значительной части продовольствия и сельхозпродуктов из стран Евросоюза. Агропромышленный эксперт Андрей Сизов разбирает пять основных итогов санкционной войны.
1. Антисанкции – продукт внутреннего потребления
Продовольственные антисанкции, как и многие другие действия Кремля, вроде бы направленные на внешний мир, по факту оказались продуктом внутреннего потребления. Расчет – если он и был – на то, что небольшое, но шумное европейское фермерское лобби окажет серьезное давление на Брюссель, а европейские бюрократы дрогнут и смягчатся к России, не оправдался. Мы объявили войну Англии, но она ее почти не заметила.
Внутри же страны санкции стали важной частью политики. Отношение к ним меняется, но в целом остается вполне благодушным. По опросам ВЦИОМа, с 2014 года доля поддерживающих антисанкции снизилась с рекордных 84%, но остается на весьма высоких 72%. Если что и вызвало бурю негодования у россиян, так это демонстративное уничтожение санкционных продуктов, нелегально ввезенных в страну. Но эти публичные акции давно в прошлом.
В целом успешное, с точки зрения властей, введение антисанкций против Запада открыло ящик Пандоры. Напомним, что за антизападными санкциями последовали антитурецкие, когда, помимо прочего, был закрыт доступ на российский рынок для турецких овощей и фруктов. Предположу, что в будущем этот санкционный козырь будет доставаться из рукава неоднократно. Россия нередко с кем-то ссорится и много с кем торгует. Внутри же страны всегда найдутся сектора, которые краткосрочно выиграют от введения новых барьеров на пути импорта.