Статья Владимира Коршакова продолжает цикл о политических свободах и республиканизме центра Res Publica Европейского университета в Санкт-Петербурге.
В сентябре 2017 года на московских муниципальных выборах два кандидата в Теплом Стане получили равное количество голосов, такая же ситуация сложилась в Измайлове. В обоих случаях, в соответствии с региональным избирательным законодательством, проблема разрешилась с помощью жребия: кандидаты выбирали запечатанные конверты, в одном из которых был чистый лист бумаги, а во втором – лист с надписью «депутат».
Среди оживленных комментариев, сопровождавших эту новость в социальных сетях, одним из самых популярных и самым точным был такой: «Средневековье!» Действительно, именно так, по жребию выбирали руководителей средневековых республик от Флоренции до Новгорода. Более того, тот же способ практиковался еще в древнегреческих полисах. И может быть, именно сейчас для демократических обществ (или тех обществ, где демократию только предстоит построить) наступило время снова вспомнить о нем.
Демократия – это выборы?
Сегодня, говоря о демократии, то есть народовластии, мы подразумеваем выборы. Нашу убежденность подкрепляют и авторитетные международные документы. Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН еще в 1947 году, гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах».
Между тем система выборов имеет явные слабости, часть из которых становятся все более очевидными в последние десятилетия.