В Великобритании ежемесячно исчезают сотни банкоматов – за полгода сеть сократилась примерно на 2% (в абсолютных цифрах – около полутора тысяч). Среди причин – закрытие банковских офисов, новые транзакционные сборы и снижение популярности наличных. Так, по крайней мере, говорят сами банки.
Только ли в этом дело? Некоторые ищут у банков другой мотив. Когда привычные деньги становятся менее доступны, рассуждает бывший брокер и активист Бретт Скотт, это подталкивает людей к переходу на электронные платежи (в том числе – продукты, предлагаемые банками). Не обязательно потому, что это им нравится, – просто потому, что альтернатива стала хуже. «Некоторые организации хотят, чтобы люди отвернулись от наличных, потому что это отражает их интересы», – соглашается Рон Делнево, представитель ассоциации компаний, бизнес которых связан с банкоматами.
Обвинения сводятся к тому, что финансовые структуры – банки, платежные системы – навязывают себя в качестве посредника при расчетах. Глобальная выручка финансового сектора от безналичных платежей, по данным на 2016 год, превысила $1 трлн, и в течение десяти лет, по прогнозам Boston Consulting Group, вырастет вдвое. И в борьбе за рынок, подозревают критики, участники готовы действовать сомнительными методами.
Теория о «заговоре банкиров» – упрощение. Для закрытия банкоматов есть экономические основания, хотя это и не исключает других мотивов. Но в целом у финансового сектора есть достаточно инструментов, которые могут быть использованы для продвижения безналичных расчетов. И это не обязательно открытое влияние – как в истории с Visa, которая предложила американским ресторанам премии до $500 тысяч, если они откажутся принимать наличные.