Понтеведра. Фото: Sebastiaan Kroes / Getty Images

Понтеведра. Фото: Sebastiaan Kroes / Getty Images

22 сентября — Всемирный день без автомобиля — часть международной кампании по сокращению автомобильного трафика. Водителей призывают хотя бы на день отказаться от своих машин в пользу альтернатив — ходьбы, велосипеда или общественного транспорта. Акции проходят и в России, но, по опыту прошлых лет, на пробки существенно не влияют.

Некоторые города идут дальше — ограничивают трафик в отдельных районах, сокращают парковки или вообще закрывают центр для проезда. Это не столько реакция на пробки, сколько попытка сделать города более благоприятными для жизни, более удобными для пешеходов, а не машин.

«Когда появились машины, города трансформировались, чтобы дать место для трафика, — отмечает Рамон Ледесма, эксперт испанской консалтинговой компании PONS Seguridad Vial, которая работает в сфере транспорта. — Но сейчас идет обратный процесс — с акцентом на пешеходов». «В городах, планируя коммуникации, слишком много думали о машинах, а не о людях, — говорит Скай Данкан, представительница американской ассоциации транспортных ведомств Nacta. — На пешеходов обращали мало внимания, но нельзя представить хороший город, в котором сложно передвигаться пешком».

Понтеведра — город на северо-западе Испании — пример того, как власти пытаются изменить ситуацию. Его исторический центр превратили в пешеходную зону, в остальной части движение транспорта ограничили. Несмотря на связанные с этим неудобства, большинство населения это одобрило — мэра города Мигеля Лореса, начавшего проект, переизбирали несколько раз. Хотя возможности скопировать эту инициативу ограничены (Понтеведра — достаточно небольшой город), ее сторонники считают, что на локальном уровне это вполне реально.