
Понтеведра. Фото: Sebastiaan Kroes / Getty Images
22 сентября — Всемирный день без автомобиля — часть международной кампании по сокращению автомобильного трафика. Водителей призывают хотя бы на день отказаться от своих машин в пользу альтернатив — ходьбы, велосипеда или общественного транспорта. Акции проходят и в России, но, по опыту прошлых лет, на пробки существенно не влияют.
Некоторые города идут дальше — ограничивают трафик в отдельных районах, сокращают парковки или вообще закрывают центр для проезда. Это не столько реакция на пробки, сколько попытка сделать города более благоприятными для жизни, более удобными для пешеходов, а не машин.
«Когда появились машины, города трансформировались, чтобы дать место для трафика, — отмечает Рамон Ледесма, эксперт испанской консалтинговой компании PONS Seguridad Vial, которая работает в сфере транспорта. — Но сейчас идет обратный процесс — с акцентом на пешеходов». «В городах, планируя коммуникации, слишком много думали о машинах, а не о людях, — говорит Скай Данкан, представительница американской ассоциации транспортных ведомств Nacta. — На пешеходов обращали мало внимания, но нельзя представить хороший город, в котором сложно передвигаться пешком».
Понтеведра — город на северо-западе Испании — пример того, как власти пытаются изменить ситуацию. Его исторический центр превратили в пешеходную зону, в остальной части движение транспорта ограничили. Несмотря на связанные с этим неудобства, большинство населения это одобрило — мэра города Мигеля Лореса, начавшего проект, переизбирали несколько раз. Хотя возможности скопировать эту инициативу ограничены (Понтеведра — достаточно небольшой город), ее сторонники считают, что на локальном уровне это вполне реально.
Во время проведения чемпионата мира по футболу в нашем городе на месяц перекрывали кварталы вокруг фанзоны в исторической части города. Так вышло, что я и живу и работаю в центре этой зоны. Обычно по дороге на работу слышны только шум от шин проезжающих машин, рёв газелек (когда они станут электро- уже, а?) и прочее. В тот период я ходил на работу и слышал, о чём говорят люди, пение птиц, играющих детей в парке неподалёку. Это было замечательно, я реально наслаждался.
Въезд в эту зону осуществлялся по пропускам. Я тоже получил аккредитацию на свою машину как проживающий в этом районе. Это было очень кайфово: парковки пустые, движение очень редкое. И меня посетила мысль о том, что наверное более 90% всех машин, которые тут ездили раньше — это транзитные поездки. Подавляющее число этих людей просто едет из одного района в другой мимо моего дома.
В больших городах, конечно, не получится перекрыть движение во всём городе. Но выделить один или несколько кварталов со сниженным движением вполне реально. В одних — только движение пешеходов, экстренные службы и подвоз продуктов в магазины и вывоз мусора в выделенные часы. В других районах к перечисленным добавляются такси и авто проживающих в этом районе. В третьих районах добавляются посетители кафе, ресторанов, магазинов — все желающие на авто, кроме "транзитных" товарищей. Эту идею можно хорошо продумать и сделать реально работающей, например на основе камер, благо технологии распознавания сейчас позволяют многое. Кварталы такие окружить подземными и многоуровневыми паркингами, разумеется.
Компромисс между интересами разных групп людей существует, сделать подобное реально.
Эка невидаль
В Европейской стране Греции как минимум 2 острова, Идра и Спецес, где машины и мотоциклы запрещены полностью
Есть только пожарная машина да скорая
Пешком, ослы, тачки, брички с лошадьми...
Мне больше другое удивительно. Куда они в 80! тысячном городе ездили то? И какой там исторический центр? Одна улица метров 300?
Для примера население Октябрьского района г. Саратова(не самого большого района не самого большого города в РФ) 120 тысяч. Про китайские масштабы вообще промолчу.
Они там тупые, поэтому не строят человейников на пятачке в 25 этажей, отсюда плотность начеления ниже, но это не значит что там нечего смотреть и нет исторического центра. В отличие от убогих совдеповских спальных районов с муравейниками, где кроме пивнушки, пятёрочки ничего нет.
Ребята, уточните, пож.,:
• как осуществляется доставка продуктов в магазины?
• как осуществляется вывоз мусора с трерриторий?
• разрешено ли использование дорог машинами экстренных служб (полиция, скорая, пожарная)?
Прямо настольгия по ссср, целой стране без автомобилей с левым руководством и дети в школу ходили пешком, километров по 5-10...
Автор умолчал о размерах города и количестве жителей. Такое благолепие возможно только в маленьких городках. В регионах с теплым климатом.
Такое благолепие возможно практически в любом городе. Москва разделяется на административные округа, они, в свою очередь, на муниципальные округа. Не думаю что каждый муниципальный округ принципиально больше этого испанского городка. Невозможно перекрыть движение в округе - потеряется дорожная связность, но можно закрыть дворы от въезда (спец транспорт + для разгрузки 15 мин). Можно сделать внутри округа часть дорог в одну полосу.
"В Понтеведре живут примерно в 80 тысяч человек." - умолчал, действительно