Фрагмент картины Маринуса ван Реймерсвале "Банкир с женой"

Большинство населения воспринимает финансовый сектор как нечто вторичное – надстройку над «реальной экономикой». Вот есть люди, которые производят реальные товары или лечат больных, а есть «жирные коты» – финансисты, которые на этом наживаются, ничего не производя. В России подобная точка зрения очень популярна.

Некоторые представители экономической науки предлагали ровно обратный взгляд. В частности, в ряде работ (Бэджет 1873, Хикс 1969) высказывалась мысль о том, что, например, промышленная революция XVIII–XIX веков стала возможной, в первую очередь, не вследствие научно-технического прогресса, а в результате того, что к моменту ее начала в Англии возник развитый финансовый рынок.

Паровой двигатель был известен еще в античности, но без развитого финансового рынка и возможности инвестировать на длительный срок в создание основных фондов предпосылок для широкого использования столь сложного механизма в экономике не существовало. Многие другие инновации, получившие во время промышленной революции широкое хозяйственное применение, также были известны за столетия до этого, но они либо использовались в малых масштабах (водяные колеса), либо как диковинки и развлечения (механика театральных декораций).

Необходимым условием для широкого применения накопленных знаний в реальной экономике стало предшествовавшее промышленной революции развитие финансового рынка и появление широкого круга людей, профессионально занимающихся финансово-инвестиционной деятельностью.

В книге «Теория экономического развития» (1912) Йозеф Шумпетер сформулировал тезис: развитие долгового финансирования – один из ключевых факторов увеличения количества инноваций в экономике. Согласно Шумпетеру, способность финансовых институтов создавать новые финансовые инструменты (создавать больше долга) перераспределяет наличную покупательную силу от конечного потребления в пользу инвестиций в рискованные инновации и капиталоемкие отрасли. Больше долга – больше внедряемых инноваций и быстрее научный прогресс.