Участники конкурса для школьников «Человек в истории. Россия XX век». Фото: Мемориал

Участники конкурса для школьников «Человек в истории. Россия XX век». Фото: Мемориал

С 1999 года общество «Мемориал» проводит конкурс для школьников «Человек в истории. Россия XX век». Мы не имели возможности глубоко проанализировать 40 тысяч исследований, которые составляют архив конкурса, но видим определенные тенденции в течение этих 20 лет. Весьма интересно, как реагируют школьники на меняющуюся «политику памяти», на развитие коллективной и культурной памяти.

Финал первого конкурса проходил в 2000 году. Этот год отделил одно столетие от другого и превратил ХХ век, в котором прошла жизнь бабушек, дедушек, родителей тогдашних подростков, в век минувший. Многое из того, что было само собой разумеющимся для людей старших поколений, бралось из воздуха, устной традиции, из исторического контекста, в котором еще звучала живая память о событиях 1930–1950-х годов. Это стало для тогдашних школьников далеким прошлым – они уже ничего не помнили из доперестроечной жизни.

Та эпоха была еще докомпьютерной: провинция только начинала пользоваться интернетом. Взгляды на прошлое формировались в большой мере благодаря появившимся новым школьным учебникам, и учитель мог выбирать те из них, которые казались ему наиболее удачными. Это был огромный сдвиг по сравнению с советской школой, где выбор был невозможен.

Перестроечный нарратив и фигура свидетеля

Определенную роль играло телевидение, продолжавшее начатое в перестройку открытие «белых пятен» истории. Еще не угас интерес к публикациям прежде запрещенной литературы, которая стала доступной с конца 1980-х и частично вошла в школьную программу. Образ советского прошлого тогда формировался под влиянием прочитанного – об этом свидетельствовали цитаты и эпиграфы из Солженицына и Шаламова, Ахматовой и Мандельштама, появлявшиеся во многих работах школьников. В работах, приходивших на первые конкурсы (почти до 2005 года), чувствовалось, что за прошедшие с начала перестройки годы в головах у школьников сложился поверхностный, но все же определенный нарратив, рассказ о прошлом. Конечно, это не была глубокая и связная картина, но можно было увидеть общий вектор.