Саммит в «нормандском формате», которого президент Украины Владимир Зеленский добивался практически со дня своей инаугурации 20 мая, наконец назначен на 9 декабря в Париже. Помимо Зеленского, саммит продвигал президент Франции Эммануэль Макрон, несколько раз за последние месяцы анонсировавший его проведение (и в этот раз первым о согласованной дате 9 декабря объявил Елисейский дворец, хотя Москва еще несколько дней уклончиво говорила, что саммит «возможен до конца года»).
Россия под различными предлогами тянула с назначением конкретной даты, добившись выполнения Киевом целой серии жестких условий (связанных с реализацией предыдущих решений лидеров «нормандской четверки» в 2015 и 2016 годах), главным из которых стало письменное согласие Киева на «формулу Штайнмайера» и разведение войск в трех населенных пунктах.
Уже на этапе подготовки Москва реализовала все свои цели, включая согласование заранее итогового документа, «который Россию полностью устраивает и который она не даст пересмотреть» (слова директора Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова), потому что он «полностью в русле минских соглашений». Это было ключевым условием согласия РФ на саммит – Москва хотела «ограничить попытки Украины выйти в ходе переговоров за рамки минских соглашений».
В Кремле не хотят сюрпризов на переговорах лидеров в Париже, особенно связанных с темой Крыма. В то же время требования Москвы включить в повестку саммита еще и тему транзита российского газа через Украину и заключения нового контракта Украины с «Газпромом» (нынешний истекает 31 декабря), судя по всему, поддержаны не были.
Одновременно Москва так понижает ожидания от саммита («не стоит ожидать, что он прочертит четкую перспективу»), что возникает логичный вопрос: а зачем встречаться, если все итоговые договоренности уже положены на бумагу советниками лидеров, и в них, судя по всему, нет ничего нового, кроме банальностей про безальтернативность «минских соглашений» и закрепления «формулы Штайнмайера» в украинском законодательстве? Если все уже согласовано, о чем будут вести переговоры главы государств?