Здание администрации в Свердловской области. Фото: Maxim Zmeyev / Reuters

Здание администрации в Свердловской области. Фото: Maxim Zmeyev / Reuters

Совсем скоро Россия войдет в новое десятилетие, и можно уже порассуждать о том, каким оно станет для российской экономики. Хотя прогнозы, как правило, даются крайне тяжело, в России мы имеем в этом некоторое преимущество. Перемены во многих сферах происходят здесь крайне медленно. Поэтому в ближайшем будущем России в значительной степени предстоит столкнуться все с теми же проблемами, решение которых она откладывает из десятилетия в десятилетие. Последствия будут отличаться от сегодняшних лишь количественно (если не прилетит «черный лебедь»).

Частный бизнес

Время от времени в российских СМИ заходит речь об индексе Doing Business как ключевом индикаторе состояния российских институтов. В соответствии с этим индексом Россия – вполне благоприятное место для предпринимателя. Однако этот индикатор указывает лишь на прогресс в нормативных ограничениях, регулирующих разрешительную и инфраструктурную стороны организации бизнеса, никак не отражая фактической защищенности бизнеса от экспроприации. Положение с защитой прав собственности остается тревожным. Серьезное улучшение в этой сфере можно отметить лишь по сравнению с эпохой СССР, когда частная собственность распространялась в основном на бытовые предметы.

Защита прав собственности остается больным местом российской экономики. Отчасти потому, что в верхней части иерархичного российского общества права собственности защищены намного лучше, чем в нижней. Во-первых, более состоятельным и влиятельным индивидам проще воспользоваться международной мобильностью капиталов и перевести свои активы туда, где они защищены надежнее. Во-вторых, у них больше возможностей для защиты прав собственности здесь, в России. Поэтому многие из тех, кто обладает достаточной властью для осуществления универсальных институциональных перемен, не слишком в них заинтересованы. В следующем десятилетии иерархичность российского общества и связанные с ней привилегии никуда не исчезнут, поэтому вряд ли стоит ожидать улучшений с универсальными правами собственности. Последствия этого результата вполне предсказуемы: расцвета частного бизнеса здесь ждать не стоит, в особенности если в экономике сохранится столь же слабый спрос, как и сегодня.

Рынок

Слабая защита прав собственности на нижнем уровне иерархии российского общества делает подавляющее большинство населения беззащитным перед интересами олигархических кругов. Это не только усугубляет проблему неравенства доходов, но и наносит вред развитию. В частности, из-за интересов строительного лобби нередко ухудшается городская среда: относительно благополучные российские города становятся все более высотными, перенаселенными и менее пригодными для комфортной жизни. И дело не только в этом: у людей формируется представление о рыночной экономике как о среде, в которой безраздельно господствуют коррумпированные политики и собственники крупных компаний. При такой конфигурации рыночной системы сложно добиться ее массовой поддержки. Так как у российских граждан представление о более эгалитарных социально-экономических моделях в основном связано с СССР, усилится ностальгия и иллюзии, связанные с той эпохой.