Криштиану Роналду и Лионель Месси. Фанни Шерцер / Wikimedia Commons

Криштиану Роналду и Лионель Месси. Фанни Шерцер / Wikimedia Commons

https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en

В предыдущем тексте мы рассмотрели послание В.В. Путина Федеральному собранию с точки зрения этики. Центральная тема социальной части послания – справедливое распределение. А две проблемы, которые необходимо решить, это поддержка малообеспеченных граждан и обеспечение достойной зарплаты некоторым категориям работников. Все это – важнейшие вопросы современной этики и социальной философии, вопросы о достойной жизни и путях к ее обретению. Мы в данном случае остановимся на одном из аспектов этой темы – на необходимости искать механизмы корректировки неравенства. При этом следует прояснить социально-экономические и моральные основания этой необходимости.

Оговоримся сразу, что постановка вопроса об уничтожении неравенства не представляется продуктивной. Каждый вправе распоряжаться своей собственностью (полученной справедливо), использовать свои способности себе во благо и пытаться реализовать собственные интересы, отличные от интересов других. Следует принять во внимание и то, что неравенство может быть справедливым и даже обладать положительным влиянием на общественную жизнь. Так, например, взрослому человеку и ребенку требуются разные порции пищи, и было бы нелепо ожидать, что взрослый насытится детской порцией, и опасно пытаться заставить ребенка съесть взрослую порцию. Сюда же относятся и часто проговариваемые консенсусы относительно неравенства вознаграждений. Вознаграждение тех, кто больше трудился, должно быть больше, нежели вознаграждение тех, кто плохо работал или не трудился вовсе. Это справедливо и, кроме того, создает стимулы к труду, развитию и совершенствованию (во всяком случае, такое объяснение приемлемо, исходя из либерально-капиталистической перспективы рассмотрения этого вопроса). Часто также отмечается и положительная роль людей, обладающих значительным экономическим или социальным капиталом, в развитии искусства (посредством системы меценатства) или материальной культуры (без людей, готовых в самом начале эры мобильных телефонов платить за них по несколько тысяч долларов, не было бы дешевых смартфонов за 100 долларов, доступных людям с небольшим достатком).

В то же время неравенство, точнее, высокий уровень поляризации между наиболее бедными и богатыми и кастовизация общества (появление закрытых групп, аналогичных индийским кастам, без возможности перемещения между ними) способны стать источником социальной несправедливости, общественной напряженности и экономической нестабильности. Как мы сказали, неравенство может быть стимулом к более усердному труду или совершенствованию собственных навыков, если вознаграждение компенсирует затраченные усилия. Однако в обществе с отсутствующими социальными лифтами или установленными жесткими барьерами осознание неспособности изменить свою жизнь и получить достойное воздаяние превращается в фактор демотивации. Человек лишается стимулов к труду и развитию. Здесь возникает опасность попадания в своеобразный замкнутый круг социальной депрессии. Низкий стартовый уровень заставляет отказаться от учебы и браться за низкооплачиваемую работу, как правило, тяжелую, которая не предоставляет перспектив карьерного роста и не позволяет развиваться профессионально, чтобы занять более высокую позицию. В этой ситуации возможным решением личных проблем становится занятие преступностью.