27 января 1945 года части Красной Армии освободили лагерь смерти Аушвиц-Биркенау. К этому моменту здесь оставалось около 7,5 тысяч заключенных (за девять дней до освобождения еще несколько десятков тысяч узников были угнаны вглубь Германии). Среди выживших оказались и несколько чудом уцелевших работников Sonderkommando — «специального подразделения», составленного исключительно из евреев-заключенных, которых нацисты заставили обслуживать газовые камеры и крематории (сами эсэсовцы психологически не выдерживали такой работы). Затем эти «жертвы, убивавшие жертв», в свою очередь отправлялись в печь.

Ни один из членов зондеркоммандо не должен был выжить, однако некоторым из них хватило мужества записать и спрятать на территории лагеря свидетельства об аде, в котором они находились. Некоторые из этих записей были впоследствии найдены. Вот как рассказывает об этом историк Павел Полян, первый публикатор этих документов на русском языке, автор книги «Жизнь и смерть в Аушвицком аду» (вышла в издательстве АСТ в 2018 году):

«Зарождению и прорастанию самой этой книги серьезно помогла случайность. Осенью 2004 года, разыскивая в фондах Центрального Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге материалы о советских военнопленных, Николай Поболь (ушедший из жизни шесть лет назад, 27 января, в годовщину освобождения лагеря) и пишущий эти строки обнаружили в каталоге упоминание о записной книжке Залмана Градовского — члена еврейской зондеркоммандо в Аушвице-Биркенау.

Ниточки от этой находки потянулись к "зондеркоммандо" как феномену и к зондеркоммандовцам — другим, помимо Градовского, ее членам, также оставившим записки, обнаруженные после войны в земле и пепле возле газовых камер и крематориев Аушвица-Биркенау. Само их обретение в истории еврейского народа и для истории еврейского народа по своей чудесности сопоставимо разве что с находками в генизе каирской синагоги в конце XIX века и обнаружением кумранских рукописей в 1947 году».

С разрешения автора и издательства мы публикуем отрывок из книги, в котором рассказывается о том, что происходило на территории самого большого из нацистских лагерей смерти в первые месяцы после его освобождения.