
27 января 1945 года части Красной Армии освободили лагерь смерти Аушвиц-Биркенау. К этому моменту здесь оставалось около 7,5 тысяч заключенных (за девять дней до освобождения еще несколько десятков тысяч узников были угнаны вглубь Германии). Среди выживших оказались и несколько чудом уцелевших работников Sonderkommando — «специального подразделения», составленного исключительно из евреев-заключенных, которых нацисты заставили обслуживать газовые камеры и крематории (сами эсэсовцы психологически не выдерживали такой работы). Затем эти «жертвы, убивавшие жертв», в свою очередь отправлялись в печь.
Ни один из членов зондеркоммандо не должен был выжить, однако некоторым из них хватило мужества записать и спрятать на территории лагеря свидетельства об аде, в котором они находились. Некоторые из этих записей были впоследствии найдены. Вот как рассказывает об этом историк Павел Полян, первый публикатор этих документов на русском языке, автор книги «Жизнь и смерть в Аушвицком аду» (вышла в издательстве АСТ в 2018 году):
«Зарождению и прорастанию самой этой книги серьезно помогла случайность. Осенью 2004 года, разыскивая в фондах Центрального Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге материалы о советских военнопленных, Николай Поболь (ушедший из жизни шесть лет назад, 27 января, в годовщину освобождения лагеря) и пишущий эти строки обнаружили в каталоге упоминание о записной книжке Залмана Градовского — члена еврейской зондеркоммандо в Аушвице-Биркенау.
Ниточки от этой находки потянулись к "зондеркоммандо" как феномену и к зондеркоммандовцам — другим, помимо Градовского, ее членам, также оставившим записки, обнаруженные после войны в земле и пепле возле газовых камер и крематориев Аушвица-Биркенау. Само их обретение в истории еврейского народа и для истории еврейского народа по своей чудесности сопоставимо разве что с находками в генизе каирской синагоги в конце XIX века и обнаружением кумранских рукописей в 1947 году».
С разрешения автора и издательства мы публикуем отрывок из книги, в котором рассказывается о том, что происходило на территории самого большого из нацистских лагерей смерти в первые месяцы после его освобождения.
Уточню про языки документов: Градовский, Лангфус и Левенталь - на идиш, Наджари - на греческом (франц., польский и нем. - только в обращениях к находчику), Штрассфогель - на французском.
а находили эти записки, только на иврите? На русском, польском или каком еще реально ничего не находили?
Насколько я понимаю, пока что найдены записки пяти авторов. Залман Градовский, Залман Левенталь, Лейб Лангфус и Хайм Херман (все они погибли) писали на идиш. Марсель Наджари (греческий еврей) — фрагментами на польском, немецком и французском. Он выжил.
Государственный антисемитизм стал нормой в СССР, о которой никогда вслух не говорилось, даже когда убили Михоэлса и расстреляли членов Еврейского антифашистского комитета". Его же заимствовали с той или иной степенью все страны советского блока. Из того времени есть стихотворение и песня Александра Галича "Поезд" (1964 год). Вот отрывок из него:
От скорости века в сонности
Живем мы, в живых не значась...
Непротивление совести -
Удобнейшее из чудачеств!
И только порой под сердцем
Кольнет тоскливо и гневно:
Уходит наш поезд в Освенцим!
Наш поезд уходит в Освенцим
Сегодня и ежедневно!
Революция пожирает своих детей. Эту цитату приписывают Дантону.
.
Нет ни одной революции, которая бы не подтвердила истинность данного тезиса. И почему бы судьба тех, кто возглавлял и поддерживал большевистскую революцию, должно была бы стать иной?
.
К чему ваши стенания и плач по Михоэлсу-Вовси? Лауреат Сталинской премии. Кавалер ордена Ленина. Чем убийство Михоэлса отличается от убийства Бронштейна? Большевистские пауки в банки пожирают друг друга. Это нормально. Для большевиков. Напротив, иное было бы ненормально.
.
К чему ваш траур по ЕАК (еврейскому антифашистскому комитету)? А ничего, что ЕАК официально был создан НКВД? Одни чекисты убили других. Чем это отличается от того, как Берия уничтожил Ежова?
.
Михоэлс и другие члены ЕАК были испачканы в большевизме и чекизме по самую макушку. Жалеете их? Тогда и штурмовика Эрнста Рёма пожалейте. Как никак жертва Гитлера.
.
И напоследок. А обязательно ли гениальному еврею в окаянные годы советчины надо было с головой нырнуть в дерьмо большевизма, что бы стать известным и знаменитым? Судьба Осипа Мандельштама говорит, что нет. Почему же вы в качестве примера жертвы Джугашвили не приводите автора бессмертного «мы живём, под собою не чуя страны...», а приводите совершенно бессовестного карьериста Михоэлса?
>А ничего, что ЕАК официально был создан НКВД?
А ничего, что Михоэлс был актёром и никого не сажал и не расстреливал? Или вы считаете получение ордена и сталинской премии достаточным основанием для вычеркивания из списка людей и перевод в разряд тараканов, которых глупо жалеть? Виктор Некрасов, например, был лауреатом. А Эйзенхауэр награжден орденом Победы. Вы и их бы в своём антибольшевистском энтузиазме поставили к стенке без сожаления?
Нет, не зря говорят, что коммунисты и антикоммунисты это практически одно и то же.
А вот Мандельштам как-то и без Сталинской премии и без ордена Ленина обходился. И если бы соратники Михоэлса по большевизму не замучили его в Гулаге, то сколько бы он ещё талантливых стихов написал.
И Бродский, и Пастернак в кровавом дерьме большевизма свои чистые имена не запачкали. Не получали они Сталинские премии. Как то вполне себе Нобелевскими обошлись.
.
И ещё вопрос добавлю. А наличие грязных пятен Сталинский премий и орденов Ленина в биографии творца не есть ли свидетельство бездарности творческой личности? Разве талант должен лизать зад тирану?
То есть "запачканными в в кровавом дерьме большевизма" и "бездарностью" в этом дискурсе предлагается считать лауреатов Сталинских премий и орденов Ленина? Хорошо. Д. Д. Шостакович - одна Ленинская премия и пять Сталинских премий - это свидетельствует о его "запачканности и бездарности"? Извините, но скорее это свидетельствут лишь о редукции предлагаемого дискурса много ниже уровня подросткового максимализма.
Хорошо, это именно то исключение, которое доказывает правило. Родоначальник американской космической программы Вернер фон Браун вообще то был гитлеровцем. Тем не менее, он вошёл в пантеон величайших гениев человечества. Означает ли это что все гитлеровцы достойные люди?
>А наличие грязных пятен Сталинский премий и орденов Ленина в биографии творца не есть ли свидетельство бездарности творческой личности?
Интересный подход. То есть вы тоже доверяете оценивать талант творца комитету по Сталинским премиям, только вы не долго думая меняете знак с плюса на минус. Я предпочитаю оценивать талант самому. И лично у меня нет претензий ни к таланту, ни тем более к человеческим качествам Виктора Платоновича Некрасова. Хоть он и лауреат Сталинской премии. А Пастернак, например, разговаривал, как известно, со Сталиным лично. А не бросил трубку со словами "С палачами не разговариваю!", за что, конечно, никогда не удостоится от вас прощения. Тем не менее, остаётся гениальным поэтом, что бы ни подсказывало вам классовое правосознание.
Так вы всё же считаете В.Некрасова и Д,Эйзенхауэра продажными тварями? Может быть, и фронтовикам следовало бы, по-вашему, от орденов отказаться?
Знаете, а где то (не во всём, конечно) вы правы. Но как же быть с тем, что многие жертвы большевизма в нём же самом и были измазаны?
.
И лучше, чем Илья Кормильцев в строках хита «Наутилус Помпилиус» это не описать:
.
«Если ты пьешь с ворами,
Опасайся за свой кошелек.
Если ты пьешь с ворами,
Опасайся за свой кошелек.
Если ты ходишь по грязной дороге,
Ты не сможешь не выпачкать ног.
Если ты выдернешь волосы,
Ты их не вставишь назад.
Если ты выдернешь волосы,
Ты их не вставишь назад.
И твоя голова всегда в ответе
За то, куда сядет твой зад.».
.
В отношении же фронтовиков ваш пример совершенно не корректен. Михоэлс, о котором конкретно пошла речь, как известно воевал на Ташкентском фронте. Редкой отваги был герой
Знаете, я не собираюсь учить вас жизни. Но проблема-то как раз и состоит в том, что жизнь не черно-белая, а безгрешно жить можно только в ските, да и это не очевидно. Никому не удавалось пройти по жизни, никак не замаравшись, если только он не Христос или не умер во младенчестве. И каждому приходится выбирать, что допустимо, а что нет - можно ли принимать участие в расстреле? Допустимо ли донести на читающего неправильную книгу? Допустимо ли вступить в КПСС, если без этого не дают работать? Можно ли сдавать госэкзамен по научному коммунизму, когда понимаешь, что наука и коммунизм не имеют ничего общего? Можно ли быть членом советского профсоюза - школы коммунизма? Если помните, из этих выборов состояла жизнь советского человека. Не всем приходилось, конечно, делать каждый из выборов, но какой-то приходилось делать каждому. И далеко не все становились перед таким выбором по собственной воле. Так что если кто-то из нас дожил до этого времени, значит ему приходилось идти на компромисс с моралью. Голова и сердце как раз и дадены человеку, чтобы он мог идти по этой дорожке, но не зашел чересчур далеко. И поскольку я и сам неоднократно шел на компромисс, не берусь осуждать тех, кто не запачкан кровью или предательством. А ведь я жил далеко не в те времена, что Михоэлс, и мне к счастью, не приходилось выбирать - проголосовать на собрании "вместе со всем советским народом" за казнь врагов народа, или нет. И разделить их участь. Раз уж мы взялись цитировать поэзию, то уместно вспомнить Левитанского - "времена не выбирают, в них живут и умирают". Как сказал один известный персонаж (сам как раз безгрешный) - "Пусть первым бросит камень тот, кто сам без греха". Я-то человек грешный и далеко не всё готов простить - только не убийство, не донос и не предательство. Но Михоэлс как раз в этом не замешан.
И пример мой с орденами фронтовиков вполне корректен. Они получали ордена за боевые заслуги, а он - за игру в театре. Поверите ли, говорят, что он был хорошим актёром. Не за участие в расстрелах, не за восхваление Отца Народов - а за игру в театре и (возможно) за участие в ЕАК. Который, если верить историкам, занимался тем, что выпрашивал у американцев деньги на войну, которую вёл Советский Союз. С вашей точки зрения, ему следовало отказаться - раз ЕАК организовал НКВД, не поеду просить денег, хрен с ними, без них справимся, а что из-за недостатка денег (и оружия за эти деньги) будут гибнуть солдаты - плевать, бабы новых нарожают. Зато совесть не запятнана (или нет?). Так что если орден получен за действительные заслуги - значит, он заслужен. А что получен от людоеда - так ведь и солдаты получали от него же. И не считали за западло. И правильно делали
Левитанского - "времена не выбирают, в них живут и умирают"
То есть, Кушнера, конечно. Пардон
Вы старательно обходите стороной мой аргумент про Мандельштама, Бродского и Пастернака. Вы игнорируете этот аргумент. Он для вас опасен.
.
Вы говорите: все были без совести - и я был без совести. Нет, не так. Не все были без совести. Далеко не все.
.
Были Мандельштам, Бродский и Пастернак, не запачканные в большевизме. А ещё Ахматова, Цветаева, Волошин. Они не вступали в КПСС. Не получали советских орденов и Сталинских премий. Некоторые из них Нобелевские премии получали. Почувствуйте разницу.
.
Для любого приспособленца присутствие нравственного ориентира обесценивает его жизнь.
.
P.S. Погуглил про «невинно убиённых» членов ЕАК, о коих здесь безудержно рыдает Яков Пагис. Вот очень интересный там был поэт Ицик Фефер. Большевик с 1919 года. Так же, как Михоэлс, редкой отваги и мужества был герой. Если Михоэлс ходил в штыковые атаки на Гитлера в Ташкенте, то Фефер ходил в рукопашную в Уфе. В ЕАК он был не просто член, а аж ответственный секретарь! Вместе с Михоэлсом ездил в США, как вы пишите «выпрашивать у американцев деньги на войну». Как пишет Википедия, тесно сотрудничал с органами НКВД, имел конспиративные встречи с Берией, курировался зам.начальником контрразведки НКВД Райхманом. Как пишет в своих мемуарах Судоплатов (это сталинский киллер, если вы не знали), Фефер в США встречался с резидентом советской разведки Василием Зарубиным. А зачем? Для «выпрашивания денег у американцев» встреча с нелегальным резидентом разведки опасна и бессмысленна. Какое то двойное дно. Операция прикрытия. Судоплатов добавляет, что у Фефера был оперативный псевдоним «Зорин». Киллер Судоплатов называет его в своих воспоминаниях «наш проверенный агент» и даёт самые наилучшие характеристики агенту НКВД Зорину, он же поэт Фефер, он же член ЕАК, он же большевик с 1919 года и он же невинная жертва сталинизма, расстрелянный в 1952. Всплакнёте о нём и вы, вместе с Яковом Пагис?