С сегодняшнего дня в Москве действует пропускной режим. В метро сразу же образовались очереди на вход, а на всех въездах в город появились пробки. Главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов считает, что московские власти получили «серьезный имиджевый удар».
О чем говорят очереди у станций в метро на проверку пропусков, кроме любви любой охраняющей инстанции немедленно по получении полномочий неспешно, с оттяжкой начать демонстрировать свою власть?
Во-первых, о том, что те, кто их придумывал в сегодняшнем виде, могут совокупными усилиями создавать прекрасный транспорт для мегаполиса, но сами им все равно не пользуются, иначе такое – не выборочная, а сплошная проверка – просто не пришло бы в голову.
В итоге произошло ровно то, чего многие боялись. История с пропусками выглядит как отправление власти, а не заботы, как способ унизить, а не защитить от болезни, потому что какая защита.
Кроме того это серьезный имиджевый удар. Только что с гордостью можно было постить фотографии пустых станций и вагонов, и те, и другие опустели без санкций, от опасения за себя и близких, но и сознательности и солидарности. Теперь мы получаем на пустом месте ровно противоположную картину, которой могло бы не быть. Если бы не нелепое решение проверить каждый и каждый второй пропуск, вагоны и станции так и остались бы полупустыми.
Еще удивительнее это в глазах верующих, которым впервые в истории не дали собраться на пасхальные службы по заранее обговоренным строгим правилам, чтобы на той же страстной седмице создать десятки неупорядоченных толп на пустом месте.
Очевидно, правительство города попало в ловушку из собственного желания ввести пропуска, но при этом сделать их уведомительными, а не разрешительными (разрешительные к тому же невозможно было бы администрировать, и от уведомительных падали ресурсы).
Выяснилось, что уведомительные пропуска тут же получили миллионы людей, которые восприняли их как разрешение перемещаться по своим делам. И если раньше было ощущение, что нельзя, теперь появилось обратное – раз есть пропуск, значит можно. Значит, решили, надо этот поток остановить.
Возможно, остановку поручили (или взяло на себя) МВД, которые приступило к делу, как умеет. Тогда невозможность согласовать действия, а то и борьба и подставы в такой критической ситуации пугают еще больше.
Выборочный контроль и случайная, но репрезентативная выборка сурово оштрафованных были бы единственным возможным выходом. Но подвела отечественная любовь к имитации тотальных мер при полной культурной неспособности их осуществить (последнее радует).
На счету правительства города есть впечатляющие успехи, тем удивительнее провал, которого каждая кухарка сообразила бы как избежать.