Пересказ книги «#ХештегАктивизм» (#HashtagActivism: Networks of Race and Gender Justice). Ее авторы — американские специалисты в области теории коммуникации, культуры и глобальных исследований Сара Дж. Джексон, Брук Фуко-Уэллс и Мойя Бэйли — подробно рассказывают, каким образом хештеги #BlackLivesMatter, #MeToo и #GirlsLikeUs легли в основу цифрового активизма и крупных протестных движений. И, перекочевав из твиттера в офлайн, навсегда изменили современный нам мир.
«Эту книгу необходимо прочитать всем, кто интересуется, как прямо сейчас ведется борьба за равенство и справедливость», — утверждает Дэвид Карпф из Университета Джорджа Вашингтона.
Контекст
В США продолжаются протесты против полицейского расизма. Хотя сегодня мы видим невиданный доселе масштаб общественного движения, такие протесты для страны — не новость. Полицейское насилие — старая проблема, с которой гражданские активисты пытаются бороться уже несколько лет. И важным пространством для объединения сил стал интернет и социальные сети, в первую очередь твиттер, и хештеги (например, #BlackLivesMatter), которые в последние годы стали важной частью как интернет-культуры, так и интернет-активизма. Твиттер — первая соцсеть, которая стала использовать знак # для обозначения темы наравне с @ для обозначения пользователя. Позже на волне популярности хештегов их переняли и другие соцсети.
Становление онлайн-активизма
До 2011 года использование интернета в протестных движениях было не очень распространено, онлайн рассматривался как дополнение к офлайну. Первым массовым случаем протестной и активистской деятельности в сети стало применение хештега #IranElections в 2011 году, когда несогласие с результатами выборов в Иране привело к крупному протестному движению в стране и осуждению по всему миру. Протестующие воспользовались твиттером для распространения свежих новостей о результатах выборов и протестах, а хештег значительно облегчил коммуникацию и ускорил распространение информации за рубежом.