Плакат с Белорусским флагом на акции в поддержку бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Фото: Дмитрий Моргулис / ТАСС

Плакат с Белорусским флагом на акции в поддержку бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Фото: Дмитрий Моргулис / ТАСС

Российское руководство реагирует на политические события в Беларуси не слишком активно. Москва вроде бы признает Лукашенко законно избранным президентом, но в то же время не спешит ему активно помогать, государственные СМИ освещают происходящее очень по-разному, а провластные комментаторы на федеральных каналах порой и вовсе рассуждают о том, что белорусский президент предал Россию.

Вполне возможно, что российские власти решили реагировать на происходящее ситуативно, и окончательные решения пока еще не приняты. Но Кремль наверняка уже сделал из ситуации выводы, которые отразятся на российской внутренней политике. Ведь белорусы очень похожи на россиян, а угроза спонтанного массового протеста против режима пугает российское руководство уже довольно давно. Возможно, эти выводы уже напрямую влияют на политические решения, которые принимаются в последние дни.

Мы попросили российских политологов ответить на три вопроса:

– Как происходящее в Беларуси воспринимается в Кремле?

– Как оно отразится на российской внутренней политике?

– Стоит ли ожидать каких-то изменений отношения российских властей к несистемной оппозиции?

Евгений Минченко, политолог, политический консультант, президент холдинга Minchenko Consulting:

– Происходящее в Беларуси воспринимается как прямая вина Лукашенко, который «разгулял» националистов, который двигался в сторону от России и который в результате не только не привлек к себе прозападный националистический электорат, но и потерял пророссийский. То есть в первую очередь это воспринимается не как козни Запада (хотя, конечно, этот фактор тоже имеет значение), сколько как результаты неадекватного политического менеджмента Лукашенко и его команды и прямое предательство членов его команды.

Я думаю, что главные уроки, которые Кремль извлечет из ситуации для внутренней политики, будут такими. Надо держаться своей базы, не надо делать резких движений с целью привлечь новых избирателей с риском потерять старых. Не надо перебарщивать с использованием админресурса, надо уделять внимание легитимности. Нельзя проигрывать интернет, необходимо выстраивать свою линию защиты в соцсетях. Нельзя проигрывать Телеграм, Инстаграм, Ютьюб, и уж тем более российские социальные сети. Поэтому я думаю, что теперь Кремль будет вкладываться в первую очередь в инфраструктуру мягкого влияния.