vk.com
Словосочетание «неделя музыки» пока можно услышать в разговорах реже, чем, например, «неделя моды». Однако в последние годы по всему миру – от Эстонии до Ирландии – появляются мероприятия такого рода.
В России с 2015 года проходит Moscow Music Week – проект сооснователя популярного фестиваля «Боль» Степана Казарьяна. Moscow Music Week устроен по принципу шоукейсов. Это много тематических площадок, где выступают известные (и не очень) музыканты. Площадки расположены по всей Москве – концерты можно послушать, например, в Powerhouse, в «Китайском летчике Джао Да» или в клубе Aglomerat. Выборка музыкантов тоже на любой вкус. Есть шоукейс с говорящим названием «Русская тоска», шоукейс Ionoff Music, шоукейс «Афиша Daily: Новый поп» и т.д.
В этом году Moscow Music Week пройдет со 2 по 5 сентября – и это будет первый крупный музыкальный фестиваль после карантина. Большая часть Moscow Music Week пройдет вживую, но есть и образовательная онлайн-программа, которую можно будет послушать, не выходя из дома.
Один из самых ярких участников фестиваля, который выступит в программе «Русская тоска», – поэт и музыкант Илья Мазо. Мы с ним поговорили, а потом убрали вопросы, оставив текст от первого лица, но все же разделив его на тематические блоки.https://www.youtube.com/watch?time_continue=17&v=wB9fzuxNe9A&feature=emb_logo
О себе
Илья Мазо – это я.
Я, прости, господи, поэт. Только поэзия это не про буквы.
Музыкальный проект пишется без пробела – «ИльяМазо». Это не фамилия, это название проекта. В нем помимо меня есть люди, которые не менее значимы, чем я. Просто так исторически сложилось, что он схож с моим именем и фамилией.
О «ШХД: Зима» – цифровой опере, которая включает книгу, короткометражный фильм, музыкальный спектакль и даже компьютерную игру
Это цифровая опера моего авторства. Мультиформатный кросс-медийный проект, если можно так сказать. В нем много всего. Если зайти на сайт, то можно познакомиться с его авторами, и заодно там он весь и выложен.
Проект начался с книги. Точнее, он начался с телеграм-канала, в который я просто ежедневно писал стихи. Потом через какое-то время я понял, что это цельное произведение, что это поэма, а не просто стихи. Так получилось «ШХД: Зима».
Я очень много занимался музыкой, а стихи для меня были не очень важны. Когда я гулял в лесу, например, и отдыхал после восьми часов занятий, то я писал. В процессе, пока я писал, какие-то из этих стихов легли на музыку.
Когда уже были готовы альбом и прочее, я думал сделать такой концерт, чтобы выставить много бытовых приборов и петь под них. Потому что я всегда дома пою под бытовые приборы. И я хотел какой-то уютный театр, и вот стоит стиральная машинка – ты ловишь ее тон и поешь. Я всегда стихи свои пою под микроволновку дома.
Когда все это получилось, я пригласил своих знакомых музыкантов, и мы сделали фильм «ШХД: Зима».
Параллельно в каком-то паблике я увидел иллюстрацию старой игры Саши Игнатова. Мне очень понравилось. Тогда я уже понял, что это будет нечто большое, чем просто книжка или альбом. Я сделал себе мудборд из слов, и там были слова: глитч, минимализм, простота, зима и дзен. Потому что я еще называю книжку дзен-календарь зимы. И везде присутствовало слово «глитч».
Я, когда пишу стихи, то не то чтобы представляю их или придумываю. Я как бы их перевожу. Мне нравится тот образ, что есть некоторые помехи, что есть некоторое радиовещание. Ты случайно на него напал и какие-то куски из него вылавливаешь – сидишь и пытаешься догнать, о чем речь, но так и не догоняешь.
Он показал мне свою игру Solitude. Суть в том, что ты оказываешься в комнате и не можешь выйти. И если выходишь, то там просто огромная надпись «Никогда». Я просто охренел от восторга, и такой: «Блин, чувак, давай делать». Мне изначально было что-то такое нужно, искал такой формат, и в итоге он так случайно появился. Насчет популярности я уже много раз говорил – я думаю, что если ты слушаешь музыку или стихи читаешь, то это все равно односторонняя коммуникация.
А в случае с игрой это интеракция.
У всех у нас есть черная дыра в груди. Эта игра – интерактивная иллюстрация этой дыры.
Мы пригласили людей зайти в нашу черную дыру. Когда они в ней побывали, мне кажется, они почувствовали себя чуть менее одинокими. Никто толком не понимает, что именно цепляет в игре – люди пытаются какие-то якоря вешать. Вот, мол, «симулятор хрущевки», хотя это ни разу не он.
Это экзистенция, выраженная при помощи такого вот формата. Если более приземленно говорить, то мы не рассчитывали ни на какую прибыль и сделали вещь, которая очень локальна. Не для западных чуваков, а для своих. Хотя там ее вроде тоже оценили.
Это во многом не игра. Многие просто не понимают, что с этим сделать. Они привыкли, что ты скачиваешь и у тебя есть правила. А это не игра. Это место, в которое ты должен сам попасть. Она не для обзоров, а именно для того, чтобы туда попасть.
Это декорации к цифровой опере. Вот есть песня, есть либретто в опере, а это, собственно, декорации. Это тот сеттинг, который мне бы хотелось визуально передать для всего остального. Это слепок реальности, это не для того, чтобы миссии пройти.