Еще пять лет назад к электронным кошелькам относились с опаской. Сегодня их выбирают 42% россиян из-за простоты и доступности, и 86% владельцев уверены в безопасности своих данных, доверяя провайдеру. На рост интереса к такому платежному сервису повлияла и пандемия: самоизоляция буквально вынуждала людей использовать все способы онлайн-расчетов.
На российском рынке сегодня существуют два ключевых сервиса электронных платежей. С помощью «ЮMoney» (бывший «Яндекс.Деньги») в 2019 году рассчитывались 53% россиян, годовой оборот сервиса составил 502,7 млрд рублей, число активных кошельков – более 60 млн. Сервис QIWI выбрали 37% россиян, и его годовой оборот – 1,5 трлн рублей, активных кошельков насчитывается 20,9 млн, а активных клиентов – почти 40 млн. Второй сервис завоевал признание в первую очередь благодаря терминалам для пополнения кошельков буквально на каждом шагу – по России их более 150 тысяч. В интервью «Деньгам» CEO платежного сегмента группы QIWI Андрей Протопопов рассказывает о главных клиентах сервиса, советует, как обезопасить электронный кошелек, и размышляет о будущем компании.
– Почему люди пользуются электронными кошельками?
– Электронные кошельки – это, наверное, самый легкий и простой вход в безналичные деньги. У нас все еще много людей, которые продолжают пользоваться преимущественно наличными. Есть подростки, которые только начинают учиться тратить, начинают обычно с наличных, а потом переходят на безналичные. И здесь электронный кошелек – самый легкий способ, потому что и зарегистрировать, и пройти идентификацию можно в онлайне. У него много способов пополнения и последующего использования средств – от интернет-магазинов до аккаунтов в онлайн-играх.
Это людям удобно для определенных видов платежей: онлайн-покупки, оплата телефона, интернета, коммунальных услуг. Кроме того, история с абсолютной цифровой сущностью дает возможность географически широкого охвата: в любом месте можно зарегистрировать кошелек и пополнить. У нас самая большая сеть терминалов и отделений платежной системы CONTACT, плюс есть офисы партнеров, где пользователи также могут пройти идентификацию. Получается, что кошелек – один из самых доступных платежных инструментов.
– Какова целевая аудитория QIWI, на кого рассчитан сервис?
– У нас очень разные клиентские группы. Если говорить про физических лиц, это в первую очередь пользователи, которые платят за онлайн-сервисы: онлайн-игры, букмекеры, аккаунты, которые пополняются через центр учета приема интерактивных ставок – им мы тоже оперируем. И для этих клиентов наши методы платежей удобны. Также есть самозанятые, для которых мы развиваем различные решения по выплатам помимо кошельков. И кроме этого, еще отдельная категория – пользователи системы CONTACT, которая позволяет переводить из России во многие страны мира и обратно, в том числе нерезидентам, мигрантам. При этом мы работаем в B2B- и B2C-моделях, предоставляем эквайринг, выплаты, наш шлюз, другие платежные решения крупному ритейлу, e-commerce, банкам, МФО, малому и среднему бизнесу – например, таксопаркам.
– Как сильно изменился портрет пользователя электронных денег за последние пять лет?
– Значительно изменился. Если когда-то пользовались электронными кошельками только очень продвинутые люди, то сегодня – практически все. Но в то же время меняется причина создания кошелька – появились конкретные цели: именно для оплаты цифровых развлечений или для получения дохода самозанятыми.
В этом смысле и мы, и другие участники рынка, скорее, развиваем электронный кошелек не как массовый продукт для широкой аудитории, а как один из элементов отдельных экосистем для конкретного рыночного сегмента. Для сборщиков металлолома, где кошельки нужны для выплат, для букмекеров, где кошелек – это и транспорт в центре учета и приема интерактивных ставок, и точка идентификации клиентов, как того требует закон. Кстати, транспортные карты – тоже конкретный пример user-кейса, где технология электронных денег применяется для определенного типа платежа.
– Электронные кошельки в России используются уже много лет. Какие кардинальные изменения вы бы выделили за это время?