Музей МАРХИ
Столетие Высших художественно-технических мастерских, которому Музей Москвы посвятил выставку «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», – печальный юбилей. Он созвучен 2020 году, в котором мы празднуем эту дату. И музейный проект, посвященный не великим профессорам мастерских, а студентам, реконструирующий изобретенную для ВХУТЕМАСа систему преподавания, читается одновременно как панегирик и некролог. Выставка работает до 7 февраля, но пока – в режиме онлайн-экскурсий; есть также лекции и богатая образовательная программа.
Короткий срок
Всего десять лет жизни было отпущено ВХУТЕМАСу, ставшему, наряду с Московской консерваторией, по существу, единственными образовательными брендами Советской России, прославленными на международном уровне. Главные мировые школы дизайна – а ВХУТЕМАС, который пусть и давал универсальное художественное образование, уникален был именно синтезом искусства с производством, – вообще жили недолго. Баухаус, параллель с которым сразу приходит на ум (хотя студентов ВХУТЕМАСа было много больше), просуществовал 14 лет (1919–1933). История Школы дизайна в Ульме, созданной немцами после войны в память Баухауса и закрывшейся на волне студенческих волнений 1968-го, насчитывает 15 лет.
Год назад Германия и весь мир щедро и весело отмечали столетие Баухауса. В то время как в нашей стране только обсуждались – по слухам – юбилейные проекты в Третьяковке и Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева. Как бы то ни было, даже в сверстанных на год музейных планах этих проектов не оказалось, и явно не коронавирус всему виной.
В России и контекст иной, и искусство – всегда идеология. ВХУТЕМАС, в 1927 году преобразованный во ВХУТЕИН (вместо мастерских – институт), явил миру пример самого смелого, честного эксперимента по погружению в искусство – все на него смотрели с восторгом. Этот эксперимент заразил многих – опыт ВХУТЕМАСа применил в Баухаусе и перебравшийся в Германию Василий Кандинский, и побывавший в Москве Ласло Мохой-Надь.