В прошлом году Tesla за считаные недели стала одной из самых «дорогих» компаний S&P 500. Но в минувшем месяце объективные и субъективные причины отбросили курс ее акций на полгода назад. Чего теперь ожидать от компании Илона Маска?
К вершине делового Олимпа компания шла не так, как это делали остальные технологические гиганты, к которым она относится, по мнению и самого Маска, и большинства экономистов.
На пике в конце января 2021 года, когда стоимость акций Tesla достигла рекордных $900, ее капитализация превысила $800 млрд. В этот момент компания Маска была дороже семи крупнейших автопроизводителей, вместе взятых. Для того, чтобы увеличить рыночную стоимость в 8 раз – со $100 млрд до $800 млрд, Tesla понадобились 244 дня. Amazon достигла этого показателя за 1724 дня, а Apple – 2504.
Основателю компании Илону Маску удалось убедить тысячи инвесторов в обоснованности своего видения автопрома, а также в том, что Tesla – не просто автопроизводитель, а высокотехнологическая компания. Всеобщий оптимизм в оценках будущего электромобилей привел к рекордному росту стоимости ценных бумаг производителей электромобилей и батарей к ним.
ФРС снизила ключевую ставку и скупила облигации на сотни миллиардов долларов, опустив их доходность почти до ноля и вернув доходность других активов к допандемическому уровню. Инвесторов такая низкая доходность, естественно, не устраивает, и им приходится покупать рискованные активы – в первую очередь, акции. Маск воспользовался моментом и очень оперативно удовлетворил их резко выросший аппетит на акции Tesla при помощи новых выпусков.
Акции лидера рынка электромобилей скупали несмотря на то, что самый популярный на Уолл-стрит критерий оценки инвестиционной привлекательности компании – отношение цены акций к прибыли – не в его пользу. По индексу P/E Tesla даже сейчас, после существенной корректировки, по-прежнему сильно дороже остальных IT-гигантов.
Маск не спорил с очевидными фактами и в прошлом году согласился с тем, что цена акций Tesla, возможно, завышена. Почти всю свою недолгую 17-летнюю историю Tesla была убыточной компанией. Разворот в сторону прибыльности произошел лишь в 2020 году, который она закончила с прибылью $721 млн. 2020-й год наверняка станет рубежным в истории компании несмотря на то, что ее прибыль бледнеет по сравнению с десятками миллиардов долларов, которые зарабатывают в последние годы Alphabet, Microsoft и Apple.
Tesla лопнет.
> Разворот в сторону прибыльности произошел лишь в 2020 году, который она закончила с прибылью $721 млн.
Стоило бы дописать, что Тесла получила прибыль не за счет продажи автомобилей "в плюс" (там все еще были убытки) а за счет перепродажи налоговых квот другим компаниям.
В целом и общем, оптимизм Маска и его поклонников построены на том факте, мол, Тесла ЕДИНСТВЕННАЯ, кто умеет в электромобили, и, мол, да мы сейчас дорогие, но посмотрите какого объема рынок перед нами!
Проблема этого мировоззрения в том, что они не единственные. Все европейские и японские автопромышленники уже давно активно штампуют недорогие и качественные электрокары. Начиная от бюджетного Ситроена, заканчивая премиум Мерседесом. Только в прошлом году в Европе доля электрокаров выросла с 2,7% до 4,5%, а в некоторых странах (как в Норвегии, например), и вовсе впервые продали больше электрокаров, чем обычных машин. Процесс переезда в EV мир идет полным ходом, и наивно думать, что все только сидят и ждут Теслы, чтобы те пришли и их спасли.
И пока Маск чешет репу, пишет твиты, и строит-строит-строит фабрики, его конкуренты, с опытом запуска производственных линий, обходят его на повороте. Тот рынок, о котором мечтают его хомячки, стремительно уходит у него из под ног — в прошлом году Тесла заняла лишь чуть больше 10% рынка электромобилей в мире.
Потому на данный момент, Маск целует ноги Трампу, за то что тот не пустил европейцев на американский рынок, и молится, чтобы Байден не откатил эту политику протекционизма. И единственный шанс Теслы подтвердить свою стоимость и превзойти конкурентов это работать исключительно на американский стерильный рынок, где на фоне полумертвого Форда и GM он выгодно отличается. Если же вдруг Америка пустит европейский автопром ... Бедный Маск
Зумерам это все пофигу, главное хайп)
Пофигу, пока пузырь теслы не лопнул. А потом мама с папой дадут подзатыльник. Запасайтесь попкорном. Если конечно, вы не в акциях теслы