Илон Маск. Фото: Maurizio Pesce / wikipedia.org

Илон Маск. Фото: Maurizio Pesce / wikipedia.org

В прошлом году Tesla за считаные недели стала одной из самых «дорогих» компаний S&P 500. Но в минувшем месяце объективные и субъективные причины отбросили курс ее акций на полгода назад. Чего теперь ожидать от компании Илона Маска?

К вершине делового Олимпа компания шла не так, как это делали остальные технологические гиганты, к которым она относится, по мнению и самого Маска, и большинства экономистов.

На пике в конце января 2021 года, когда стоимость акций Tesla достигла рекордных $900, ее капитализация превысила $800 млрд. В этот момент компания Маска была дороже семи крупнейших автопроизводителей, вместе взятых. Для того, чтобы увеличить рыночную стоимость в 8 раз – со $100 млрд до $800 млрд, Tesla понадобились 244 дня. Amazon достигла этого показателя за 1724 дня, а Apple – 2504.

Основателю компании Илону Маску удалось убедить тысячи инвесторов в обоснованности своего видения автопрома, а также в том, что Tesla – не просто автопроизводитель, а высокотехнологическая компания. Всеобщий оптимизм в оценках будущего электромобилей привел к рекордному росту стоимости ценных бумаг производителей электромобилей и батарей к ним.

ФРС снизила ключевую ставку и скупила облигации на сотни миллиардов долларов, опустив их доходность почти до ноля и вернув доходность других активов к допандемическому уровню. Инвесторов такая низкая доходность, естественно, не устраивает, и им приходится покупать рискованные активы – в первую очередь, акции. Маск воспользовался моментом и очень оперативно удовлетворил их резко выросший аппетит на акции Tesla при помощи новых выпусков.

Акции лидера рынка электромобилей скупали несмотря на то, что самый популярный на Уолл-стрит критерий оценки инвестиционной привлекательности компании – отношение цены акций к прибыли – не в его пользу. По индексу P/E Tesla даже сейчас, после существенной корректировки, по-прежнему сильно дороже остальных IT-гигантов.

Маск не спорил с очевидными фактами и в прошлом году согласился с тем, что цена акций Tesla, возможно, завышена. Почти всю свою недолгую 17-летнюю историю Tesla была убыточной компанией. Разворот в сторону прибыльности произошел лишь в 2020 году, который она закончила с прибылью $721 млн. 2020-й год наверняка станет рубежным в истории компании несмотря на то, что ее прибыль бледнеет по сравнению с десятками миллиардов долларов, которые зарабатывают в последние годы Alphabet, Microsoft и Apple.

Прокол на биткоине или дальновидная инвестиция?