Мальчики и девочки одинаково хорошо справляются с естественнонаучными и математическими задачами, и все же в науке и IT сегодня занято больше мужчин, чем женщин. Особенно на руководящих позициях – 84% против 16%. С 2018 по 2019 год доля женщин в совете директоров IT-компаний увеличилась с 14,8 до 17,9%, и аналитики называют это самым стремительным ростом за все время. Тем не менее мужчин в науке и цифровых профессиях все еще остается значительно больше. Разбираемся, в какой стране больше всего женщин-инноваторов в «неженских» отраслях, и связано ли это с национальными традициями и феминизмом.
Россия: успешная борьба со стереотипами
Первая женщина-математик в России и первая в мире женщина, ставшая профессором математики (преподающим), Софья Ковалевская в консервативном XIX веке ради высшего образования за границей вышла замуж. Позже она получила премию Парижской академии и работала в области математической физики. Для многих людей она – единственная известная российская женщина-ученый, но вообще-то женщин в науке значительно больше: около 40% исследователей в России, по данным Росстата, женщины. С 2007 года каждую осень проходит церемония вручения национальных стипендий L'Oréal-UNESCO «Для женщин в науке» при поддержке РАН. Победительницы национального этапа могут побороться и за международную стипендию для дальнейшего развития научной карьеры. За 14 лет национальную награду получили 135 женщин в возрасте до 35 лет, работающих в сферах физики, химии, медицины и биологии.
«Женщинам-инноваторам так же сложно, как и мужчинам, я бы не сказала, что в нашей области есть заметная гендерная разница. Мы все ищем финансирование для своих проектов, сталкиваемся со сложностями при создании продукта, сертификации, внедрении, экспорте, защите интеллектуальных прав и тому подобном. Это проблемы, знакомые любому инноватору в России, который пытается вывести на рынок, которого еще нет, новый продукт. Ну и, конечно же, в разных частях света есть своя специфика и свои особенности, в которые могут быть заложены в том числе стереотипы восприятия женщины в обществе», – считает Наталия Галкина, генеральный директор «Нейротренд & НейроЧат».
Предположительно, стереотипов в российском обществе меньше, чем в восточных странах, и по сравнению с Западом в России гендерный дисбаланс в области науки и технологий выражен слабее. Некоторые эксперты это связывают с тем, что во времена СССР в научную деятельность вовлекали примерно в равной степени и мужчин, и женщин: у многих оба родителя были инженерами-изобретателями, причем это актуально также и для жительниц соседних государств.
У российских женщин отлично получается попадать в финалы международных конкурсов вроде Cartier Women’s Initiative Awards (Марина Росс стала первой россиянкой в финале), разрабатывать ионные двигатели для малых спутников на базе Сколково, да и IT-сфера им покоряется. В 2020 году впервые замглавы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ стала женщина: Людмила Бокова, ранее работавшая в Совете Федерации и занимавшаяся законопроектами в отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), включая закон о «суверенном интернете».