Фото: REUTERS/Stringer

Из-за рубежа пришли две новости: Госдепартамент США выразил озабоченность российскими поставками вооружений Сирии, а Европарламент призвал Россию немедленно отказаться от продажи Сирии любых видов вооружений и военной техники и обратился к руководству Евросоюза с предложением составить список компаний, осуществляющих военные поставки Сирии. Новости вполне заурядные, не сказать – унылые. Однако у людей, не очень интересующихся тематикой торговли вооружениями, прения вокруг сирийских контрактов и поставок могут вызвать кое-какие вопросы. Например, такой: почему вообще Запад возражает против поставок вооружений и военной техники (ВиВТ) Сирии? Заметим, что оружейное эмбарго, как правило, не является эффективной мерой давления на другие страны. Рынок оружия (не легкого и стрелкового, а более «существенного» – танков, самолетов, ракетной техники и проч.) является

во-первых

, высококонкурентным и,

во-вторых

, весьма прибыльным. Полностью изолировать от поставок страну, которая имеет сколь-нибудь существенный (и поэтому привлекательный) закупочный бюджет практически невозможно. Кроме того, отношения с покупателем выстраиваются долго и стоят дорого. Ни одна страна мира не откажется без очень весомых мотивов от клиента, тем более постоянного. Тем не менее, символически оружейное эмбарго лишает жертву части суверенитета и легитимности. Не стоит забывать, что военная техника в первую очередь призвана укреплять национальную обороноспособность и для внутренних репрессий, как правило не используется. Если в ход пошли танки, самолеты и вертолеты – это уже не борьба с протестами, это гражданская война (как в Ливии). Национальный лидер, который не может обеспечить модернизацию и обновление своей армии, сначала теряет поддержку военных, а затем – и большой части общества, особенно, если страна находится не в самом дружелюбном окружении. Таким образом, активные противники Асада в Европе, США, Турции и Персидском Заливе вряд ли на самом деле ставят своей целью лишить Сирию оружейных поставок. Оружейные моратории и эмбарго – лишь не самая значительная часть механизма политической изоляции и давления на Дамаск. Конечная же цель озвучивалась не раз – «Асад должен уйти». Определенный вес имеет и негативный имидж вооружений в глазах публики. Постоянное обсуждение поставок оружия также является неплохим средством демонизации неугодных стран, режимов и лидеров. Не составляет особого труда убедить общественное мнение в том, что тирания и оружие – вещи несовместимые. Простор для работы с общественным сознанием открывается огромный, а в детали вдаются, как правило, лишь профильные обозреватели, – да кто их будет слушать? Поэтому выше очередные новости о сирийском эмбарго и называются унылыми. В конкретной ситуации вопрос поставок ВиВТ является для решения сирийских проблем третьестепенным приоритетом, основная цель – убрать Асада без военного вмешательства, только за счет политических усилий. Скажем, высокопоставленные представители Госдепа США в приватном общении не скрывают, что события в Сирии стали для их страны неожиданностью, – никто не предполагал, что в Сирии возможна «арабская весна». Из этого американцы делают вывод – деспоты и тираны в Дамаске совсем не так могущественны, как может показаться. Первый же слабый протест в стране поставил существование режима под угрозу, поэтому нет сомнений в том, что Асад падет. США в этой ситуации могут и должны способствовать скорейшему краху нынешнего сирийского правительства, тем более что Сирия – младший партнер и союзник Ирана. Есть и давняя традиция эмбарго. ЕС до сих пор не снял санкции с Китая по итогам событий на площади Тяньаньмэнь. При этом европейская оборонная промышленность, отчаянно конкурирующая с американской, израильской, китайской и российской, уже не первый год прилагает все возможные усилия для того, чтобы оружейное эмбарго с Китая снять. Сам Китай тоже не устает протестовать, хотя за пару десятилетий прекрасно научился справляться и без европейцев. Но для КНР это эмбарго – политический пассив, который нужно ликвидировать чем раньше, тем лучше. Не говоря уже о возможности расширить пул потенциальных поставщиков, которых при случае не грех и лбами столкнуть. Ну и еще один момент. Когда США и Евросоюз выражают озабоченность относительно поставок российских вооружений антинародному режиму Асада, они предпочитают игнорировать собственное бревно в глазу – речь идет о колоссальном рынке вооружений Персидского Залива. Саудовская Аравия и клиенты помельче – Катар, Бахрейн, ОАЭ, Оман – никак не укладываются ни в какие рамки представлений о демократии и правах человека. Скажем, когда в Бахрейне началась собственная «арабская весна», не справившиеся с протестами местные лидеры просто позвали на подмогу карателей из соседней Саудовской Аравии. США, конечно, дежурную гримасу изобразили, но бизнес прежде всего, а если бизнесу ничего не угрожает, то и на национальную специфику можно закрыть глаза. Одна только Саудовская Аравия может разместить за один раз заказов на американские вооружения на $60 млрд с опционом еще на $30 млрд. В Бахрейне – штаб-квартира одного из флотов американских ВМС. А нефтедобывающие монархии Залива – важнейший источник энергоносителей. Зачем тут демократия, когда бизнес и так прекрасно отлажен? Поэтому рассматривать проблему поставок российских вооружений Сирии стоит в первую очередь с точки зрения российских интересов. При этом ни вопросы международной безопасности, ни гуманитарный аспект при более детальном рассмотрении каких-то особенных опасений и «озабоченности» у непредвзятого наблюдателя не вызовут. Прежде всего имеет смысл заметить, что российские вооружения ни для Запада, ни для граждан Сирии угрозы не несут. То же касается и Израиля. Достаточно взглянуть на ассортимент военной техники, которую заказывала Сирия в последние годы, – истребители МиГ-29М/М2 и учебно-боевые самолеты Як-130, системы ПВО, модернизация танков Т-72, противокорабельные комплексы «Бастион». Ничто из перечисленного ни росткам демократии, ни соседям Сирии угрозы не несет, а для боевиков Хезболлы эта техника попросту недоступна, поскольку для ее освоения надо не один месяц обучать личный состав в России. Спекулятивной можно считать и озабоченность Израиля, например, поставкой противокорабельных комплексов. Если эти опасения воспринимать всерьез, то получается, что израильские спецслужбы совсем недавно были в состоянии выследить неприметного дедушку в инвалидной коляске и прицельно уничтожить его одной ракетой с внезапно появившегося вертолета, а теперь допускают, что могут не заметить десятки тонн не самого компактного и поворотливого железа буквально у себя под носом. Кроме того, как раз с Израилем у России достигнуто взаимопонимание, – по про просьбе Тель-Авива Москва отказалась от реализации контракта на поставку Дамаску тактических ракетных комплексов, отменил контракт лично президент Путин. В заключении замечу, что Россия не защищает Асада, Асад не является ни другом, ни союзником Москвы, а степень проблемности этого клиента хотя и существенно ниже, чем у Каддафи. Хотя как минимум в один скандал Асад Россию втянул – против ее воли. Однако этот комплекс вопросов – тема для отдельного текста.